Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Возрождение молочных баров в Польше


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Варшаве Александр Лемешевский.



Дмитрий Морозов: «Молочные бары» - говоря подзабытым языком, «пункты общественного питания», популярные в коммунистические времена - сейчас в Польше переживают ренессанс. С чем это связано?



Александр Лемешевский: В отличие от многих других стран, в Польше слово «бар» означает не питейное заведение, а скорее закусочную, столовую, где алкоголя обычно нет вообще, а подают колбаски, картофель фри, национальный суп «фляки», и обычно «запеканку»: в Польше так называется разрезанная вдоль белая булка-багет с различными добавками и соусами, которую запекают в микроволновой печи. А молочные бары, фаст-фуды начала ХХ века, появились в Польше еще в период между Первой и Второй мировыми войнами, но особенно популярными стали после 40-х.


Само название «молочный» происходит оттого, что в таких заведениях готовили и готовят, прежде всего, блюда на молочной основе, например, молочный суп, который подают горячим, что не однажды шокировало туристов из стран Западной Европы и Америки, которые привыкли заливать хлопья холодным молоком. Кроме молочных блюд, в меню таких баров господствуют каши, омлеты, вареники с самыми разными начинками. Реже - мясо, и в основном куриное.


Пани Хэлена, хорошо одетая молодая дама, с которой нам удалось поговорить в центре Варшавы, на улице Новы свят, где как раз находится один из столичных молочных баров, в такие заведения не ходит.


Почему вы никогда не ходите в молочные бары?



Хэлена: Я считаю, что могу себе позволить поесть в ресторане, а не в молочном баре. Мне кажется, что в такие заведения общепита ходят студенты, например, и вообще люди, которым не хватает денег на хорошие продукты или обед в ресторане.



Александр Лемешевский: То есть, по-вашему, в общем-то, не пристало человеку, хорошо одетому, как вы, пойти и пообедать в молочном баре?



Хэлена: Мне бы наверняка было стыдно. Ну, как это - можешь позволить себе купить дорогую косметику и вещи, а идешь в столовку, которую дотирует государство? Хотя, конечно, это и с моих налогов также дают дотации этим барам, но я все равно не пойду туда. Мне хватает на другую еду.



Александр Лемешевский: Примечательно, однако, что пани Хэлена никогда и не была в молочном баре…



Хэлена: Я никогда не пробовала блюд в молочном баре, поэтому не знаю, вкусные они или нет.



Александр Лемешевский: В год на поддержку десятков молочных баров в Польше из государственного бюджета выделяется примерно 9 миллионов долларов. Именно поэтому, а еще и благодаря помощи муниципальных властей (дешевая аренда, бесплатный газ, электричество), цены в молочных барах в самом деле невысокие: приблизительно в 3-4 раза ниже, чем в средней руки ресторане. В переводе с польской на североамериканскую валюту: порция картофельных блинов-драников - около 80 центов, гречневая каша с салом - 30 центов, минтай - 2 доллара, язык под соусом - доллар пятьдесят, а омлет можно купить за один доллар. Однако среди посетителей молочных баров - вовсе не только малоимущие.



Ядвига: Каждый ищет, где дешевле. И что же с того, что это молочный бар - нормально совершенно, по-моему. Никто ведь не стесняется в магазинах покупать вещи на распродажах.



Александр Лемешевский: Это мнение пани Ядвиги, которая работает в модной парикмахерской в центре Варшавы и часто обедает в молочном баре.


Ее подруга Кася - студентка из восточной Польши. По ее словам, в молочных барах постоянно питаются и она сама, и несколько ее однокашников:



Кася: Молочный бар... ну там, хоть и говорили родители, что раньше ужасно было, тараканы бегали… теперь, кажется, нормально. Не как дома, конечно, но есть можно. Недорого. Вот скидки для студентов есть тоже!



Александр Лемешевский: Можно ли утверждать, что рост популярности молочных баров основан только на низких ценах? Социолог Лукаш Новаковский считает: это свидетельствует также и о том, что новое поколение поляков свободно от комплексов отцов, которые всячески пытаются забыть социалистический быт времен Польской Народной Республики, и избавиться от любых таких ассоциаций:



Лукаш Новаковский: Я помню, в начальной школе, в 80-е годы минувшего столетия, меня не раз водили в молочный бар. Помню, как наши родители смеялись после фильма «Мишка», где была сатира на такие заведения, а все же ходили туда. Выхода не было. Тогда какая-то даже ненависть была к таким местам, а сейчас - совершенно прошло все. Сам захожу иногда в молочный бар. Почему бы и нет? Это уже не 80-е годы, какими я их помню.



Александр Лемешевский: В культовой польской комедии начала 80-х «Мишка», или, по-польски, « Mi ś », молочный бар - это угрюмое заведение, где тон задает плебс, подают несъедобные блюда, а алюминиевые тарелки и ложки прицеплены к столу цепями.



Отрывок из фильма: Ну что ты так возишься в еде? Еще мне тарелку не вздумай открутить!



Александр Лемешевский: Кричала одному из героев фильма сотрудница молочного бара. А здоровенный деревенский парень беспардонно выгонял его из очереди за кашей.



Отрывок из фильма:


- Какой у тебя номерок в очереди?


- 78-й.


- А у меня 74-й, только я в туалет ходил!



Александр Лемешевский: Времена, безусловно, поменялись. Молочные бары, хотя и медленно, но модифицируются в более современные пункты общественного питания. Этим заведениям даже посвятила песню «Молочный бар «Корова» в своем последнем альбоме одна из наиболее известных польских рок-групп - "Мысловец".


XS
SM
MD
LG