Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Президент Буш пытается предотвратить финансовую панику. Тысячи вкладчиков атакуют отделения лопнувшего банка. Неудачная политическая шутка вызывает небывалое негодование


Юрий Жигалкин: Американская финансовая система по большому счету здорова, заявил во вторник президент Буш, столкнувшийся с ситуацией, с которой давно не приходилось сталкиваться его предшественникам. Ему необходимо найти точные слова и сильные аргументы, чтобы предотвратить то, что все больше напоминает панику на финансовых рынках и среди домовладельцев.



Аллан Давыдов: Свою первую с конца апреля пресс-конференцию в Белом доме Джордж Буш в основном посвятил самым болезненным для американцев проблемам - состоянию жилищного и финансового рынков, а также высоким ценам на бензин.


В минувшие выходные администрация Буша представила пакет мер в поддержку двух столпов американского ипотечного финансирования - компаний Fannie Mae и Freddie Mac . В то же время Буш попытался успокоить и американцев и финансовые рынки, явно обеспокоенные постоянными предупреждениями буквально со всех сторон о том, что финансовая система США находится в опасности.



Джордж Буш: Я думаю, что система в основе своей здорова. Я действительно так думаю. Понимаю изрядную нервозность вокруг этого вопроса. Но ведь экономика растет, производительность высока, торговля на подъеме, люди работают. Дела не так хороши, как нам хотелось бы. Но, по мере выявления слабых мест, мы будем добиваться улучшения. Нынешняя администрация не боится принимать сложные решения.



Аллан Давыдов: Вместе с тем Буш признал, что правительство не в состоянии взять растущие цены на бензин под немедленный контроль. Президент считает, что единственно верным решением должна стать отмена законодательного запрета 28-летней давности добывать нефть на океанском шельфе у западного и восточного побережий Соединенных Штатов.



Джордж Буш: Вчера я отдал указание о снятии запрета исполнительной ветви власти на такие работы. Таким образом, единственное, что пока стоит между американским народом и огромными нефтяными ресурсами - это действия конгресса... Чем быстрее конгресс снимет свой собственный запрет, тем быстрее эти ресурсы со дна океана будут доставлены на нефтеперерабатывающие заводы и на бензоколонки.



Аллан Давыдов: Многие наблюдатели отмечают, что президенту Бушу сегодня приходится, образно говоря, тушить пожар, не прибегая к громким крикам о помощи. Говорит финансовый обозреватель интернетного аналитического издания The Politico Эмон Джейверс…



Эмон Джейверс: Сейчас в американской экономике драматический момент. Идет игра с большими ставками. Компании Fannie Mae и Freddie Mac - как кнопка аварийного сигнала. Если они рухнут - рухнет вся мировая экономика. Президент Буш сегодня стремится говорить об экономике в позитивном ключе, но не желает выглядеть плохо осведомленным о происходящем. Поэтому он признает факт экономического спада, но заверяет, что о правительство идет на выручку, чтобы не допустить дальнейшего ухудшения ситуации, отмечая при этом, что экономика все же не так плоха. Буш вынужден подавать смешанные сигналы. В политическом смысле это очень трудно, потому что для каждой из многочисленных аудиторий послание президента должно выглядеть немного по-разному.



Аллан Давыдов: Ранее в этом году критики упрекали Джорджа Буша в том, что он ничего не делал для укрепления экономики, не заметив, что наступили времена, когда американцы платят по доллару за литр бензина. На пресс-конференции во вторник президент признал, что теперь он воспринимает рекордные цены на топливо как реальность



Юрий Жигалкин: В то время, как президент Буш в Вашингтоне пытается убедить американцев в том, что экономическая ситуация по большому счету стабильна, лос-анджелесская полиция была вынуждена пригрозить арестом сотням вкладчиков лопнувшего банка Индимак, раздраженным тем, что забрать деньги из банка оказалось не так просто.



Ян Рунов: Уже два дня обеспокоенные вкладчики осаждают отделения калифорнийского банка «Индимак». У закрытых дверей выстраиваются очереди. Во вторник, чтобы успокоить вкладчиков и восстановить порядок, к банку в Сан-Фернандино-Валли были вызваны три отряда полицейских.


Разорившийся банк федеральные власти закрыли в пятницу 11 июля. В понедельник 14-го его передали под контроль Федеральной корпорации страхования вкладов ( FDIC ), которая гарантирует возврат каждому вкладчику не более ста тысяч долларов. Те, у кого на счету больше, пытаются прорваться в банк как можно скорее забрать свои деньги или хотя бы часть денег. Одни записываются в очередь. Другие занимают места в живой очереди с ночи. Между двумя очередями возникают конфликты. Наиболее горячим полиция угрожает арестом.


Кто и как поможет вкладчикам получить их деньги? Научный сотрудник калифорнийского Независимого института Уилльям Шугхардт говорит...



Уилльям Шугхардт: Сейчас планируется, чтобы Федеральная корпорация страхования вкладов начала процесс ликвидации имущества лопнувшего банка, включая ценные бумаги и недвижимость. Одновременно корпорация будет возвращать вкладчикам до 100 тысяч долларов. После того как будут выплачены деньги владельцам сберегательных и чековых счетов, наступит очередь акционеров, держателей акций этого банка. Но они могут ничего или почти ничего не получить. Так что больше всех пострадают акционеры банка.



Ян Рунов: Что будет с суммами сверх гарантированных 100 тысяч долларов?



Уилльям Шугхардт: Нет никаких гарантий, что люди получат эти деньги. Что-то они могут получить после того, как будет продано имущество банка.



Ян Рунов: Что вы думаете о сложившейся ситуации?



Уилльям Шугхардт: Отчасти, кризис носит психологический характер. Большинство банков продолжают нормально работать и им банкротство не грозит. Но шум, поднятый вокруг банка «Индимак», заставил волноваться вкладчиков других банков. FDIC - Федеральная корпорация страхования вкладов - была создана во время Великой депрессии именно для того, чтобы американские вкладчики не потеряли доверие к банковской системе страны и всегда могли забрать свои деньги.



Ян Рунов: Это был Уильям Шугхардт, научный сотрудник калифорнийского Независимого института.



Юрий Жигалкин: Арнольд Шварценеггер решил окончательно оставить в прошлом свою жизнь в киноискусстве и посвятить себя деятельности во имя общественного блага даже после окончания после окончания своего второго губернаторского срока. Причем губернатор-республиканец, называющий своим героем Рональда Рейгана, предшественника в губернаторском кресле, готов служить даже под началом президента-демократа, если тот сделает его ответственным за решение энергетических и природоохранных вопросов. «Я готов ответить на звонок Барака Обамы в любой момент: сейчас или когда он станет президентом, - заявил Шварценеггер. - Я не рассматриваю охрану окружающей среды в политическом контексте, я готов работать над этой проблемой в любой администрации». Несколько месяцев назад Шварценеггер провозгласил, что его однопартиец Джон Маккейн смотрит в будущее, предлагая меры по защите природы. Он выразил готовность работать в администрации Обамы после того как кандидат-демократ упомянул имя Шварценеггера в качестве потенциального члена своего кабинета.


В пугающее компьютеризованное будущее позволил заглянуть своим начальникам разъяренный угрозой увольнения специалист по компьютерным система муниципалитета Сан-Франциско. 43-летний Терри Чайлдс заблокировал компьютерную сеть, которой пользуются главные городские службы, отрезав руководителей города, городских клерков и даже полицейских от их компьютерных файлов, включая финансовый отдел, ведающий выплатой зарплат и полицейское досье преступников. Судя по всему, Чайлдс решил таким образом припугнуть начальство, которое пыталось его уволить за лень на рабочем месте. Программисты понемногу восстанавливают доступ к системе, но они опасаются, что Чайлдс может уничтожить жизненно важные городские файлы, введя зашифрованный приказ компьютерам по телефону. Пока он отказывается предоставить коды доступа к компьютерам даже под угрозой ареста. По словам специалистов, они сумеют отомкнуть компьютерную систему, но на это потребуется время и это обойдется муниципалитету в миллионы долларов. Зарплата шантажиста составляла 120 тысяч долларов в год.


Две старушки из Лос-Анджелеса были приговорены во вторник к двум пожизненным заключениям за убийство двух бездомных, застрахованных ими на миллионные суммы. 77-летняя Хелен Голэй и 75-летняя Ольга Рутершмидт приютили, а потом убили двух мужчин, инсценировав их убийство пьяными водителями, между первым и вторым убийством прошло пять лет. Возможно бы, им и сошло преступление с рук, в конце концов, пьяные бездомные попали под колеса автомобиля поздно ночью в темных переулках, если бы организаторов не подвела жадность. Пожилые женщины получили около трех миллионов страховых денег, и страховые компании начали расследование, обнаружив удивительное сходство между двумя делами. Вскоре были найдены косвенные улики, а потом на видеопленку была записана перепалка, в которой одна из обвиняемых упрекала другую в алчности, в заведении десятка страховых полисов на одну жертву. Попытка защиты представить клиенток невинными слабыми старушками не сработала.


Один из ведущих леволиберальных журналов The New Yorker стал объектом бурного негодования его же читателей и либерального истэблишмента, крайне неудачно пошутив. Второй день подряд журнал пытается объяснить, в чем заключалась соль шутки, но безуспешно, поскольку героем карикатуры стала чета Обамы. Об этом удивительном эпизоде мы беседуем с Александром Генисом.


Александр в чем, собственно, заключалось кощунство художника журнала?



Александр Генис: Барри Блит собрал на обложке журнала все зловредные слухи, которые сознательно и бессознательно распространяются противниками Обамы. Эта краткая, но живописная энциклопедия сплетен о кандидате демократов показывает Барака в мусульманской одежде, что должно доказывать его тайную верность исламу. Облик его жены Мишель, изображенной с автоматом и в прическе «афро», напоминает о террористах из «Черной пантеры». В дополнение картины в камине пылает американский флаг, а стену украшает портрет Усамы бин Ладена.



Юрий Жигалкин: Картина действительно жуткая! Особенно, на обложке журнала, у которого наверняка и мысли не было потешаться над Обамой?



Александр Генис: Конечно, нет! Чтобы понять, как нелепо защищать Обаму от The New Yorker , надо знать его редактора. Вышло так, что день предыдущих президентских выборов, в 2004-м, мне довелось провести с Ремником (мы вручали ему нашу премию «Либерти»). Дэвид с огромным синим значком в поддержку Керри весь вечер, забыв о банкете, следил по телевизору за президентской баталией, с ужасом считая тающие надежды на победу демократов. Короче, The New Yorker - всей душой на стороне Обамы, и обложка - попытка высмеять его врагов, распускающих порочащие вымыслы.



Юрий Жигалкин: Попытка очень неуклюжая! Я, надо сказать, глазам не поверил увидев это изображение в журнале нью-йоркских интеллектуалов.



Александр Генис: Согласен: перетончили. Но злого умысла тут не было, а польза есть и будет. Журнал - пусть и за счет своей репутации - вытащил на поверхность стыдные приемы политической борьбы с Обамой, заставив всю страну обсуждать подпольную тактику сплетни, которая нанесла столько вреда Керри четыре года назад. Надо отдать должное The New Yorker - он не боится риска. Помнится, когда в Иране объявили конкурс на антисемитские карикатуры, художники-евреи опубликовали в этом журнале свои смешные рисунки на заданную Тегераном тему. Но победы в конкурсе они не добились.


В общем, ясно одно: смешное всегда связано с риском, и нам ли, Юра, этого не знать?



Юрий Жигалкин: Однако, далеко не все решаются шутить над Обамой, боясь обвинений в расизме.



Александр Генис: Вчера по этому поводу высказались лучшие политические комики Америки - Джон Стюарт и Билл Марр. Они жалуются на аудиторию: любая шутка в адрес Обамы наталкивается на неприятие воспитанных политкорректностью зрителей. Стюарт даже сказал залу, встретившему суровым молчанием одну его остроту, что над Обамой можно смеяться, как и над всеми остальными политиками. В сезон выборов любой из них - законная дичь для охоты сатириков.


XS
SM
MD
LG