Ссылки для упрощенного доступа

Подано ходатайство о досрочном освобождении Михаила Ходорковского


Михаил Ходорковский
Михаил Ходорковский

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.

Андрей Шарый : Сегодня адвокаты Михаила Ходорковского сообщили о том, что подано ходатайство об условно-досрочном освобождении заключенного. Напомню, что Ходорковский, бывший глава нефтяной империи ЮКОС, один из самых богатых людей в России, отбывает 8-летний срок заключения по обвинению в уклонении от уплаты налогов и хищениях. В конце 2006 года ему было предъявлено новое обвинение в легализации незаконных доходов. Ходорковский никогда не признавал обоснованности того, что его посадили за решетку. Многие эксперты тоже считают его дело политическим и свидетельством того, что судебная власть в России не отделена от исполнительной. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.

Марьяна Торочешникова: В Ингодинский районный суд Читы поступило заявление с просьбой об условно-досрочном освобождении Михаила Ходорковского, сказал адвокат Юрий Шмидт. В обращении для журналистов Михаил Ходорковский приводит причины, по которым, как он считает, его можно освободить досрочно. Среди перечисленного, в частности, указание на добросовестную работу в колонии, неукоснительное исполнение правил внутреннего распорядка и погашение инкриминированной налоговой недоимки. И как резюме: «никакой необходимости в моем содержании в условиях лишения свободы не было изначально, тем более, ее нет в настоящее время».

Из текста заявления понятно, что, прося об условно-досрочном освобождении, Ходорковский не признает себя виновным в преступлениях, за которые в 2005 году был приговорен к 8 годам лишения свободы. Впрочем, по словам адвокатов, непризнание справедливости приговора не может стать законным основанием для отказа в условно-досрочном освобождении. Говорит Юрий Шмидт:

Юрий Шмидт : Это не связано ни с признанием вины, ни с раскаянием. Я вас уверяю, что ни элемента унижения, ни элемента просьбы нет. Это то же самое, что подать кассационную жалобу на приговор, когда человек себя виновным не признает. Это совершенно нормальная судебная процедура.

Марьяна Торочешникова: По мнению Юрия Шмидта, инициаторы возбуждения уголовного дела в отношении Михаила Ходорковского сделают все от них зависящее, чтобы суд отклонил прошение об условно-досрочном освобождении.

Юрий Шмидт : Мы отдаем себе отчет, что это наше обращение не пойдет, как по маслу, по зеленой улице. Мы понимаем, что противодействия некоторых лиц, которые, собственно говоря, и организовали как первое, так и второе дело по обвинению Ходорковского, безусловно, будет иметь место. Из них я выделяю в первую очередь господина Сечина, который был злым демоном на протяжении всего времени. Его же дезинформация и доносы были той последней каплей, которая решила судьбу и ЮКОСа, и Ходорковского в целом. Но, тем не менее, в нас вселяют надежду слова президента Медведева, его курс на обеспечение реальной независимости суда. Потому что, если ему удастся добиться независимости суда реальной, это будет даже не реформа, а революция.

Марьяна Торочешникова: Довольно непривычно было наблюдать реверансы адвокатов Михаила Ходорковского в адрес президента, тем более что защита изначально заявляла о политической подоплеке дела ЮКОСа. Впрочем, теперь в России новый президент и, по мнению адвоката Вадима Клювганта, сегодня есть все основания полагать, что Дмитрий Медведев на одной стороне с защитой Ходорковского.

Вадим Клювгант : Президент страны говорит, что все должно делаться строго по закону, никто не вправе влиять на суды. Решения правоохранительных органов должны быть законными и обоснованными. Что творят буквально одновременно с этим высказыванием президента нигилисты из Следственного комитета и те, кто за ними стоит? Они бесцеремонно, откровенно попирают фундаментальные конституционные права, включая право на защиту, продолжают тайное следствие, вбросы в законченное, по их же заявлениям, уголовное дело, собранных втайне доказательств, причем избирательно, только выгодных им, фальсифицируют доказательства обвинения, доказательства в нарушении режима содержания, чтобы не допустить досрочного освобождения. Выходит так - объективно на одной стороне президент и мы, сторона защиты, если говорить о нашем деле, а на другой стороне вот такие нигилисты, за которыми пока право сильного, которые используют и будут использовать это право не только для того, чтобы любой ценой не допустить освобождения Михаила Борисовича Ходорковского, но и для подрыва доверия к президенту страны, к тому, что он говорит и делает или пытается делать.

Марьяна Торочешникова: Заявление об условно-досрочном освобождении Ходорковского, по мнению Вадима Клювганта, может быть рассмотрено уже в конце июля. Но даже если суд удовлетворит это прошение, Ходорковский останется за решеткой, поскольку, по ходатайству прокуратуры, срок его содержания в читинском СИЗО, в связи с новым уголовным делом, продлен до 2 ноября. Говорит адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт:

Юрий Шмидт : Следствие поступило импульсивно. Они явно все время рассчитывают на то, что придут сверху какие-то сигналы, и они получат ту же поддержку, которую они имели на протяжении нескольких лет. Но, судя по всему, сигналы такие ясные, какие были в течение длительного времени, не приходят. Они посчитали за благо потянуть следствие еще, зафиксировать статус-кво, что там может быть станет ясно, что делать с делом дальше. Потому что если дело пойдет в суд, а суд, не дай боже, с их точки зрения, будет независимым, о котором мы все мечтаем, то от этого дела не останется камня на камне. Это будет пыль. Они-то, фальсификаторы, это великолепно знают. Пока они взяли себе, как я понимаю, три месяца на раздумье.

Марьяна Торочешникова: В рамках нового дела Генпрокуратура Российской Федерации обвиняет Михаила Ходорковского и его бизнес- партнера Платона Лебедева в легализации 450 миллиардов рублей и 7,5 миллиардов долларов, незаконно полученных в период с 1998 по 2004 годы. Это обвинение, кстати, более тяжкое, чем предыдущее, адвокаты считают абсурдным. Говорит адвокат Вадим Клювгант:

Вадим Клювгант: Абсурдное, бредовое обвинение в том, чего не может быть, а именно в хищении всей добытой за 6 лет нефти с помощью трансфертных цен, которые, кстати, напропалую применяются и сегодня, в том числе крупнейшими государственными компаниями. Настаивают на этом обвинении с невероятным упорством, не желая видеть и слышать очевидного. Если из ЮКОСа всю нефть в течение 6 лет украли, а больше у него ничего не было, доходов никаких других не было, кроме как от нефти, откуда тогда 30 миллиардов долларов, вырученных при распродажи активов этого самого ЮКОСа? Откуда сами эти активы, если вся нефть, вся выручка от ее реализации украдена, согласно предъявленному обвинению?

Марьяна Торочешникова: До сих пор никто не может назвать хотя бы приблизительной даты передачи нового дела Ходорковского-Лебедева в суд. Равно как никто, со всей определенностью не может рассказать и о том, в каком именно суде будет рассматриваться дело. По закону, это должно происходить в Москве, однако и прокуратура, и суды, участвовавшие в рассмотрении дела ЮКОСа, часто закрывали глаза на закон.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG