Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Католические монахини в Чехии


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Праге Александра Вагнер.



Сергей Тарасов: В атеистической Чехии сегодня католических монахинь в два раза больше, чем монахов, – женщины здесь чаще посвящают себя служению богу, чем мужчины. Очень многие из них решили уйти из мира после «бархатной» революции, когда монастыри возобновили свою деятельность после сорокалетнего перерыва.



Александра Вагнер: С Вероникой Мириам из ордена Малых сестер Иисуса мы встретились во время ее недолгой остановки в Праге. Вероника не ведет монашескую жизнь так, как мы нередко рисуем ее в своем воображении. Она редко затворяется в монастыре. Чаще всего ее можно встретить в вагончике на одной из многочисленных ярмарок, которые в чешских городах проводятся летом, или по соседству с кочующими по Европе луна-парками. Здесь она с еще тремя «малыми сестрами» продает блинчики и развлекает детей, придумывая игры.



Вероника Мириам: У нас есть прицеп, такой монастырь на колесах, внутри которого небольшая часовня. Когда моя мама увидела нашу передвижную келью, она сказала: «Там даже толком негде спать, треть отведенного вам пространства занимает часовня». Но для нас она - самое главное, потому что здесь мы получаем внутреннюю силу. Там находится самое святое, и оно путешествует вместе с нами.



Александра Вагнер: Вероника Мириам вступила в орден Малых сестер Иисуса девять лет назад, шесть из них она живет в кочующем по городам и весям вагончике. Как вообще появилась идея такой необычной монашеской миссии?



Вероника Мириам: Когда я решила посвятить свою жизнь аскетическому служению, я искала орден, который давал бы мне возможность одновременно работать и делиться плодами своего труда с людьми. Наша основательница, малая сестра Магдалена, считала, что монахини должны жить не только в монастырях, но и бок о бок с людьми. При помощи дружбы, любви и молитвы члены религиозной общины призваны распространять евангельское учение. Так, как это делал Иисус. В 1959 году сестры решили, что, как и Христос, будут проповедовать на улицах. Ярмарки для этой цели подходили лучше всего.



Александра Вагнер: Как проходит обычный день на ярмарке?



Вероника Мириам: Каждый рабочий день мы начинаем с молитвы. В нашей часовне или даже просто в постели. В том замкнутом пространстве, в котором мы живем, постель, наверное, единственное место, где мы можем остаться наедине с самим собой. Когда есть возможность, мы отправляемся на мессу. После этого мы готовим тесто для блинчиков. Когда все готово, к нам начинают приходить люди. Сначала продавцы, что торгуют на ярмарке, приходят пить кофе, а потом уже посетители.



Александра Вагнер: В Чехии существует традиция: монахи варят и продают пиво. Орден премонстратов до сих пор участвует в производстве «монастырского пива», например, в чешском городке Желив. Орден, в котором состоите вы, продает сладости. Пиво – прерогатива мужских орденов католической церкви?



Вероника Мириам: Тот, кто продает сладости на ярмарках, всегда привлекает людей. Сахар у каждого ассоциируется с детством, это у многих вызывает доверие, и люди начинают исповедоваться.



Александра Вагнер: Ярмарки и аттракционы работают, в основном, весной и летом. Куда ваш караван отправляется зимой?



Вероника Мириам: Мы начинаем в конце февраля, а заканчиваем в начале ноября. Зимой изготовляем поделки, которые потом раздаем детям в качестве призов. Мы придумали для них игру. У нас есть небольшой клоун. В него дети бросают мячик, и если цвет мячика совпадает с разноцветными мишенями, нарисованными на этом клоуне, то это означает выигрыш. Мы им даем крестики, девочкам – бусы или вручную сделанных плюшевых медведей.



Александра Вагнер: Сложно ли вести кочевую жизнь?



Вероника Мириам: На маленьком пространстве мы живем вчетвером. Конечно, у нас случаются и конфликты. Мы их стараемся решить сразу, иногда довольно громко. Даже несмотря на то, что мы ссоримся, это не означает, что мы не любим друг друга. Вообще не существует каких-либо четких правил поведения для монахинь. Главное – вести скромную жизнь и измениться внутренне.



Александра Вагнер: Орден Малых сестер Иисуса был основан во Франции в 1939 году. Его миссией стала помощь верующим в местах, где нет храмов, поэтому первые малые сестры работали в основном в Африке. В ХХ веке этот орден стал популярен в Европе, где монахини стараются донести суть Евангелия там, где люди чаще всего этого не ждут, – на улицах. Говорит Вероника Мириам.



Вероника Мириам: Люди уверены, что монашеская жизнь окутана тайной, нас считают странными людьми. Когда человек видит рясу, он думает, что это что-то чужеродное и магическое. А ведь жизнь с Богом проста. Как раз это мы и пытаемся показать людям, поэтому и живем рядом с ними. С другой стороны, мы учимся у других. Даже не важно, связаны они с церковью или нет. Глаза нам могут открыть и люди неверующие.



Александра Вагнер: Малые сестры носят синее облачение, на груди - вышивка: крест с сердцем как символ любви Христовой и распятия, на голове у них всегда неизменный синий платок. Однако не все они носят одинаковую одежду. В некоторых странах сестры, наоборот, надевают обычные вещи, в знак единения с мирянами. Считается, что их монашеский обет можно разглядеть и так, не обязательно для этого использовать церковное платье...


XS
SM
MD
LG