Ссылки для упрощенного доступа

Наука: наследие поисков Земли Санникова


Ирина Лагунина: Мы продолжаем сегодня рассказ о поисках Земли Санникова. Конечно, ледовая разведка и другие современные технические средства поставили точку в вопросе о том, существует ли эта земля. Однако ученые до сих пор не нашли исчерпывающее объяснение феномену, который привлекал путешественников и исследователей на поиски этой загадочной земли. А кроме того, научное наследие, оставшееся от тех экспедиций конца 19 - начала 20 века, не потеряло своей ценности до наших дней, - рассказывает научный сотрудник государственного геологического музея имени Вернадского, кандидат геолого-минералогических наук Ираида Стародубцева.


С ней беседуют Ольга Орлова и Александр Марков.



Ольга Орлова: Ираида Александровна, как же складывалась судьба экспедиции профессора Толля, отправившегося на поиски Земли Санникова?



Ираида Стародубцева: Первую зимовку провели в районе полуострова Таймыр и там сделали очень многое. Места были неизведанные. Положили на карту архипелаг Норденшельд, много сделали географических открытий. Но Толлю не давала покоя Земля Санникова. После окончания зимовки, когда «Заря» смогла продолжать свой путь, двинулись дальше на север, подошли к острову Котельный, от Котельного двинулись севернее, земли не было видно. Двинулись к острову Бенетта. На 14 миль стоял лед и дойти не могли. Яхта требовала ремонта, и Толль отдал приказ повернуть в район острова Котельный. Стали на вторую зимовку. И Толль принимает решение идти пешком на остров Беннета. С ним идет астроном Фридрих Зееберг и два проводника. Как свидетельствует Колчак Александр Васильевич, он ходил, он был гидрологом в этой экспедиции, они ушли на нардах с двумя трехместными байдарками, имея при себе запас на срок не больше двух месяцев продуктов. Через два месяца их должна была забрать «Заря», но шхуна к острову подойти не могла, ледовая обстановка была еще хуже, и на 90 миль они не могли приблизиться к берегу. Согласно приказу, отданному Толлем, шхуна повернула к материку и стала на прикол в дельте Лены. Участники экспедиции вернулись в Санкт-Петербург. Ушедший на Новую Сибирь зоолог Брелинкий-Беруля вернулся по льду, судьба партии Толля оставался неясной. На острове Котельный, на Ляховском их ждали люди, и партия Волосовича работала, геолога Константина Адамовича. Но в академии наук решили организовать спасательную экспедицию, а спасать не на чем было. Идти к острову Беннета было не на чем. «Заря» идти уже никуда не могла в силу своего состояния. По Лене ходил единственный пароход «Лена», принадлежавший купчихе, которая запросила такие деньги, которых не было во всей академии, но Толля надо было спасать. Тогда Колчак, он заканчивал морской корпус, и он в академии наук выступает с планом сумасшедшим снимать вельбот с «Зари» и идти на вельботе до Беннеты.



Ольга Орлова: А что такое вельбот?



Ираида Стародубцева: Резиновая шлюпка, которая может идти под парусами и на веслах. А что делать, им партию надо было забирать. Они дошли до Беннеты, нашли последнюю стоянку Толя, нашли его письмо «Для ищущих нас», где было написано, что больше чем полгода назад Толль вместе со своими спутниками ушел в сторону континента, в сторону материка. Но поскольку они нигде не появились, то ушли под лед. Колчак писал, что они могли зазимовать на Беннете, видимо, настолько уверен, что их заберет «Заря», что они вовремя не запаслись мясом, хотя были стада оленей, которые потом ушли, то есть мясом могли запастись.



Ольга Орлова: Что значит ушли под лед?



Ираида Стародубцева: В полынью, под воду ушли в тумане. Он пишет, что Толль ушел с острова в очень затруднительное время, во время наступавшей полярной ночи и неблагоприятных для перехода климатических условиях. Там есть такая штука как восточно-сибирская полынья, она не замерзает почти, значит туманы, испарения, другого объяснения нет. Земля Санникова не была открыта, хотя провели описание первоеострова Беннета. Были собраны коллекции, Колчак часть коллекций выве,з был вывезен дневник Толля.



Александр Марков: То есть они на вельботе добрались.



Ираида Стародубцева: Да, и туда, и обратно. И почему он взял ограниченное число команды, потому что четверых надо было забирать, если они живы окажутся, для этого был резерв мест.



Ольга Орлова: Получается, что первые поиски Земли Санникова закончились трагично.



Ираида Стародубцева: Конечно, трагично. Земля Санникова не была открыта. Но в то же время был собран такой богатейший научный материал. Ведь по разделу геология и палеонтология было опубликовано 8 монографий. Одна из первых монографий была опубликована Марией Васильевной Павловой, вообще это первая женщина палеонтолог, она занималась описанием третичных млекопитающих. Просто хочу сказать, что она писала в предисловие к своей работе: «Нна просьбу, обращенную мне Константином Адамовичем Волосовичем взять на себя описание определение ископаемых остатков млекопитающих, собранных последней экспедицией барона Толля на Крайнем Севере, я ответила полным согласием. Я счастлива, что могу принять на себя хоть незначительную долю труда в той громадной работе, которой отдал покойный Эдуард Васильевич свою жизнь так самоотверженно». А сам Колчак написал монографию очень интересную «Лед Северного Карского морей». Он был гидролог. Вернувшись в Казачье, Колчаку было 27 лет, гражданский подвиг, конечно, он вернулся с ревматизмом, женился в Казачьем. Жена поехала в Санкт-Петербург, а он отправила в порт Артур, началась карьера научная, карьера военно-политическая. Так что, считаю, у двух героев этой экспедиции Колчака и Толля судьба закончилась одинаково трагично. Надо сказать про дневники Толя, которые были опубликованы, его жена Елена Николаевна подготовила к изданию дневники, которые в 1909 году были изданы на немецком языке, а уже в 50 годах 20 века были изданы на русском языке. Книжка, мне кажется, стала библиографической редкостью, называется она «Плавание на яхте «Заря».



Ольга Орлова: То есть это дневники, которые он вел во время экспедиции?



Ираида Стародубцева: Да. Совершенно потрясающая книга, мне хочется, чтобы ее все прочитали.



Александр Марков: Вообще это очень странно, что такую книгу не переиздают, не печатают.



Ираида Стародубцева: Мне кажется, все дело в Колчаке. А поскольку Толль и Колчак, они связаны, они с Колчаком на Таймыре чуть не погибли, все описывает, что Колчак проводил беседы среди матросов.



Ольга Орлова: Будем надеяться, что сейчас нет никаких препятствий для того, чтобы…



Ираида Стародубцева: Колчак не реабилитирован. Мы больше знаем Амундсена, Нансена. А мы знаем Толля? Никто не знает.



Александр Марков: А существует книжка вообще, у вас в музее, например?



Ираида Стародубцева: Во-первых, выходила книжка Павла Владимировича Виттенбурга «Жизнь и научная деятельность Эдуарда Васильевича Толя». Она тоже выходила не очень большим тиражом более 50 лет тому назад. Хорошая книжка, но там про Колчака нет ни слова. Понятное дело, потому что она выходила в 56 году или 58.



Ольга Орлова: А каковы были поиски Земли Санникова в 20 веке, в середине 20 века? Ученые к этому вопросу возвращались?



Ираида Стародубцева: Конечно. Но там уже пошла ледовая разведка, там уже в воздух поднялись самолеты и было ясно, что Земли Санникова нет. Хотя Владимир Афанасьевич Обручев, автор знаменитого романа, надеялся, он был академик и выдающийся геолог.



Александр Марков: Там была геологическая основа для предположения о том, что там неоткрытая земля?



Ираида Стародубцева: Во-первых, Толль видел Столовые горы и предполагал, что такие же горы как оконечность материка, остров Беннета, Земля Санникова. Он считал, что это одна геологическая структура.



Ольга Орлова: А что сейчас показывает геологическая разведка?



Ираида Стародубцева: Нет там земли. Там есть такое явление, как разрушающиеся острова. В районе Новосибирских остров включен еще остров Васильевский и остров Семеновский, которые исчезли на глазах. Дело в том, что они были небольшие и состояли в основном из льда и земельных масс рыхлых. А если видели Столовые горы, Столовые горы не могут состоять из осадочных пород, скорее всего это был мираж. Если видели архипелаг, все-таки он не маленький остров. Хотя доказывалось всем, и перелетом птиц, что птицы куда-то перелетают, что олени уходят. Много было доказательств, но не нашли.



Ольга Орлова: Есть еще версия, я слышала, что это были просто айсберги, на которые носили породы, землю. Айсберги мигрируют, поэтому могли уйти.



Ираида Стародубцева: Тоже может быть. Есть мнение, что это был просто мираж.



Ольга Орлова: Здесь получается, что это оптическое явление в разное время.



Ираида Стародубцева: Анжу видел, Нансен проплыл мимо, считалось, что он не видел его просто из-за тумана а Толль увидел с Котельного.



Ольга Орлова: Получается, что слишком большой перерыв во времени.



Ираида Стародубцева: Поэтому скорее всего не айсберг, а мираж при определенных климатических, погодных, небесных условиях. Потом 1901-1902 год плавали, доплывали как можно севернее, земли нигде не было видно.



Ольга Орлова: А как же признаки биологические про птиц, которые туда улетают, этому объяснение было найдено?



Ираида Стародубцева: По-моему, все осталось на бумаге. Хотя Обручев писал в 1935 году, что пролет птиц через Ледовитый океан севернее Новосибирских островов и острова Беннета, который подтверждается наблюдениями как местных жителей, так и многих путешественников - это один из фактов существования Земли Санникова. Кстати Обручев писал, что можем предполагать в Ледовитом океане к северу от Котельного и Беннеты среди льдов расположен большой остров или целый архипелаг, примерно между 78 и 80 градусов северной широты и 140 и 150 градусов восточной долготы. Вообще я хочу сказать, что Земля Санникова была показана на государственных картах, это карта «Азиатская Россия» 1919 года и там на 78 градусе северной широты и 130 градусе восточной долготы показана Земля Санникова, государственная карта.



Александр Марков: То есть после экспедиции, после Толля?



Ираида Стародубцева: Карта издавалась в 19 году, а в нее внесены дополнения после 1894 года. То есть внесли дополнения, а потом поздно издали, но Земля Санникова показана. То есть не только она показана на карте, которая приложена к работе Эдуарда Васильевича Толля «Очерки геологии Новосибирских островов», но и на государственной карте тоже.



Ольга Орлова: Но все равно получается, что несмотря на то, что Землю Санникова не нашли, польза от этой научной экспедиции оказалась огромной из-за освоения земель.



Ираида Стародубцева: И много научных данных. Это все было описано впервые, люди начинали работать с белого листа. Такие коллекции были собраны – это же здорово. Чем хороша наука геология, что материал, собранный сто лет назад, не потерял своего научного значения. Он мог перераспределяться, переизучаться, и он все равно будет источником новых знаний.


XS
SM
MD
LG