Ссылки для упрощенного доступа

Дело об убийстве Андрея Козлова: присяжным испортили репутацию


Адвокаты Алексея Френкеля «не хотели, но были вынуждены» заявить отвод присяжным
Адвокаты Алексея Френкеля «не хотели, но были вынуждены» заявить отвод присяжным

На процессе по делу об убийстве первого зампреда Центробанка России Андрея Козлова в Мосгорсуде сторона защиты заявила отвод коллегии присяжных. Этому предшествовало исключение из коллегии некоторых присяжных, одного из которых даже подозревают в подкупе заседателей.


Судья все-таки не удовлетворила заявление адвокатов об отводе присяжных. Корреспонденту Радио Свобода удалось дозвониться до адвоката одного из основных фигурантов этого дела. А вообще об отводе коллегии присяжных адвокаты нескольких обвиняемых заявляли в связи с «неустранимым воздействием», которое оказывает сторона обвинения и правоохранительные органы на заседателей. По утверждению адвокатов основного фигуранта этого дела Алексея Френкеля (его обвинение называет заказчиком убийства Андрея Козлова), присяжным угрожали административным и даже уголовным преследованием. По словам адвоката Алексея Френкеля Руслана Коблева, адвокаты по большому счету не хотели роспуска этой коллегии, но были вынуждены заявить присяжным отвод.


«Подчеркиваю, мы вынуждены были поддерживать ходатайство о роспуске коллегии только по той причине, что вчера все защитники обнаружили информацию со ссылкой на одного из присяжных в прессе о том, что коллегия готова к вынесению обвинительного вердикта, - говорит Руслан Коблев. - Но суд проигнорировал это, хотя и обязан был исследовать те доводы, которые были изложены в сообщении одного из отведенных присяжных».


Накануне в российской прессе появились сообщения о том, что в отношении одного из членов коллегии присяжных возбуждено уголовное дело по статье, предусматривающей ответственность за воспрепятствование осуществлению правосудия с использованием служебного положения. По словам официального представителя Следственного комитета при Генеральной прокуратуре России Владимира Маркина, «этот присяжный предлагал деньги с целью изменения состава коллегии присяжных для вынесения ими оправдательного приговора в отношении обвиняемого по уголовному делу об убийстве Андрея Козлова».


Газеты сообщали и о том, что в рамках расследования этого обстоятельства Следственный комитет якобы провел обыски у некоторых членов коллегии присяжных и нашел доказательства получения ими крупных сумм. При этом в Следственном комитете будто бы отказались пояснить, о каких именно присяжных идет речь. Корреспонденту РС не удалось получить никаких официальных подтверждений тому, что действительно обыски проводились.


Тем не менее, по мнению наблюдателей, обыски, если они и проводились, проводились незаконно, поскольку присяжный заседатель фактически считается судьей, и на него распространяются гарантии независимости и неприкосновенности, которые присущи всем судьям. И хотя применительно к присяжным эти гарантии действуют не в полной мере (ну, например, возбуждение уголовного дела в отношении присяжного, подозреваемого в совершении преступления, возможно в общем порядке), однако производство следственных действий, таких как обыск, например, в отношении присяжного, подчиняется тому же режиму, который предусмотрен для федеральных судей.


«В частности, прежде чем провести обыск у присяжного заседателя, - говорит судья в отставке профессор Сергей Пашин, - если только в отношении него уже не возбуждено уголовное дело, скажем, по подозрению в получении каких-то средств, требуется согласие трех судей Верховного суда, которые ежегодно специально назначаются Высшей квалификационной коллегией, и обратиться с этим представлением должен председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Таким образом, статус присяжного гарантирует от вмешательства в осуществлении его обязанностей по осуществлению правосудия, но не в полной мере, здесь некоторая двойственность».


Истории о попытках подкупа присяжных довольно редко становятся достоянием общественности. Впрочем, по мнению одного из основателей Клуба присяжных в России Леонида Никитинского, подкупать кого-то из членов коллегии довольно рискованно: «Это, конечно, из ряда вон выходящая история, потому что с таким я еще не сталкивался. Я знаю одну историю подкупа, которую рассказывали мне первые присяжные, с которыми я познакомился, собственно говоря, с чего началось мое увлечение присяжными, вот они рассказывали о том, что их пытались подкупить именно со стороны обвинения. Рассказывали с подробностями, называли детали, но все наши попытки добиться от прокуратуры расследования этого эпизода не увенчались успехом, потому что тогда прокуратуре это было невыгодно, поскольку как раз сторона обвинения подкупала. Здесь, якобы, защита подкупает, это другая история».


Подкупить присяжных, утверждает Леонид Никитинский, страшно сложно: «с одной стороны, нет никакого смысла подкупать всех 12 членов коллегии, потому что достаточно подкупить одного-двух, которые лидируют в общественном мнении, но и это сделать нелегко, потому что присяжные в замкнутом пространстве, они очень внимательно друг за другом следят, и, как правило, там есть какой-то раскол, и обязательно кто-то об этом сообщит. Поэтому пытаться подкупить присяжных, на мой взгляд, это очень опасная затея, и мало бы кто на это решился».


Ранее из коллегии присяжных, рассматривающей дело об убийстве Андрея Козлова, были исключены еще два человека. Они покинули процесс после того, как были задержаны милицией за распитие пива в общественном месте. Обстоятельства этого задержания выглядят довольно странно, тем более что, по словам самих задержанных, которые приводят российские газеты, милиционеры, вместо того чтобы просто выписать штраф, долго расспрашивали их о настроениях в коллегии. Но и само задержание, не говоря уже о подобных расспросах, незаконно: присяжные обладают той независимостью и той неприкосновенностью, которой обладает обычный федеральный судья.


Адвокаты всех семерых подсудимых, проходящих по делу об убийстве Андрея Козлова, уже потребовали возбудить уголовное дело в отношении сотрудников правоохранительных органов, задержавших присяжных. С ходатайством о передаче материалов дела они обратились к председательствующей в процессе судье Наталье Олихвер, но она отказалась удовлетворить это ходатайство, так же как и отказала в роспуске коллегии присяжных. Тем не менее, по мнению основателя Клуба присяжных в России Леонида Никитинского, после недавних событий коллегия присяжных, рассматривающая дело об убийстве Андрея Козлова, просто не может быть объективной: «Такая коллегия уже не может быть здравомыслящей в бюрократическом смысле слова. Потому что после таких приключений они друг на друга уже косятся, они всего уже боятся, там половина из них, специально этого добивались или нет, но уже ангажированы. Потому что они опасаются, что их теперь будут таскать, допрашивать, что, на самом деле, совершенно незаконно. На мой взгляд, такая коллегия уже работать не должна.


Тем не менее, в пятницу в Московском городском суде слушания продолжатся с тем же составом присяжных.


XS
SM
MD
LG