Ссылки для упрощенного доступа

Лев Гудков: "Нереформируемость суда ведет к деморализации всего общества"


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Вероника Боде.



Сергей Тарасов: Реформа российской судебной системы - это проблема, которой президент Дмитрий Медведев уделяет большое внимание. Цель нового этапа судебной реформы, по словам президента, "на деле добиться независимости суда". О том, что думают по этому поводу эксперты, а также об отношении россиян к судебной системе рассказывает Вероника Боде.



Вероника Боде: Тамара Морщакова, судья Конституционного суда в отставке, полагает, что в российской судебной системе есть масса вещей, которые нуждаются в изменении.



Тамара Морщакова: У нас нет нормальных апелляционных инстанций, у нас, я считаю, должны быть организованы судебные инстанции по специальным судебным округам, а не по районам, субъектам федерации, чтобы не было спайки между судами и местной властью, у нас нет независимых судей, потому что они под очень сильным влиянием председателей судов находятся, у нас на самом деле нет и несменямости для всех судей, потому что очень широки основания для лишения должности. Я лично считаю, что вопросы лишения статуса должны решаться иначе, это должен быть или импичмент, или очень самостоятельная процедура, которую, конечно, должны осуществлять органы, состоящие из судей, но не из тех судей, которые, кроме этого, еще рассматривают гражданские и уголовные дела и по этим делам полностью находятся под властью судебных начальников соответствующих.



Вероника Боде: По свидетельству директора "Левада-центра" Льва Гудкова, отношение россиян к судебной системе - это тяжелая и болезненная тема. Доверие к суду находится на очень низком уровне. Только 15 процентов ему доверяют, а 60 - в той или иной мере - отказывают суду в доверии и авторитете.



Лев Гудков: Суд не воспринимается, как самостоятельная власть. Люди думают, что судебная система, наш суд зависят прежде всего от власти, а во-вторых, от людей с деньгами, поэтому репутация суда еще и вдобавок как суда коррумпированного. Поэтому суд действительно не пользуется ни доверием, ни авторитетом, и в сравнении, скажем, с тем, что делается в других странах, люди оценивают нашу судебную систему очень низко, и на вопрос, где может человек найти защиту своих прав или решение своих проблем, больше половины говорят: нигде.



Вероника Боде: О возможностях реформы судебной системы что думают россияне?



Лев Гудков: В строгом смысле об этом может думать только компетентное и образованное меньшинство, которое настаивает на том, что суд должен быть полностью независимым, а не подчиненным президенту, администрации президента, как сегодня. Но верят в такую перспективу очень слабо.



Вероника Боде: Вот ведь власть сейчас взяла курс на реформу судебной системы...



Лев Гудков: Я думаю, что здесь очень много риторики, популизма. Понимаете, наша власть всегда отчитывается за свою работу планами на будущее. Давайте посмотрим, что из этого выйдет. Слова словами, а реформы суда пока нет. Нереформируемость суда препятствует и развитию и общества, и экономики, и ведет к последовательной деморализации всего общества.



Вероника Боде: Говорил Лев Гудков, директор Аналитического центра Юрия Левады.


XS
SM
MD
LG