Ссылки для упрощенного доступа

Германия обсуждает принятие присяги военнослужащими бундесвера перед зданием рейхстага


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.



Евгения Назарец: Германия обсуждает проведенное в воскресенье принятие присяги военнослужащими бундесвера, впервые после Второй мировой войны прошедшее перед зданием рейхстага, в котором заседает парламент страны, бундестаг.



Юрий Векслер: Публично приводятся к присяге 500 рекрутов батальона почетного караула и охраны правительственных и государственных учреждений Германии. В десятый раз военная присяга принимается в Германии 20 июля - в день покушения на Гитлера и попытки путча в 1944 году. Эту традицию ввел 10 лет назад тогдашний министр обороны Рудольф Шарпинг, сделав принятие присяги частью дня памяти офицеров-заговорщиков и других героев немецкого сопротивления нацизму. Всего за годы правления нацистов было казнено 2500 противников режима. Именно этот скромный, но важный юбилей – 10 лет принятия воинской присяги в день 20 июля – и послужил поводом для инициативы Министерства обороны провести в этом году церемонию перед рейхстагом. До этого она проходила на плацу во дворе здания Министерства обороны, как раз того здания, где были арестованы 20 июля главные заговорщики. В ночь с 20 на 21 июля четверо из них, в том числе и совершивший покушение на Гитлера полковник Клаус Шенк граф фон Штауффенберг, были расстреляны во дворе этого здания, часть которого сегодня является мемориалом немецкого сопротивления нацизму.


В предыдущие годы принятие присяги сопровождалось демонстрациями протеста пацифистов и людей левых убеждений с лозунгами «Солдатам место в казармах», «Война – никогда больше» и тому подобное. Демонстранты из года в год пытаются быть предостерегающими от милитаризации и от вовлечения немцев и Германии в военные конфликты. Активность демонстрантов – противников присяги, в последние годы стала уменьшаться, и даже присяга у рейхстага собрала их у Бранденбургских ворот в количестве примерно 100 человек. Они митинговали в сопровождении громкой музыки с транспарантами: «Остановить зарубежные миссии бундесвера – провести немедленное разоружение!» Один из демонстрантов заявил с трибуны стихийного митинга: «Церемония напоминает самые мрачные времена немецкой истории. Здесь празднует свой праздник действующая по всему миру армия интервенций».


Сама же церемония была неоднозначно встречена и немецкими политиками. Практически большинство приглашенных парламентариев сообщили о невозможности принять в ней участие, сославшись на официальное время отпусков. До последнего дня среди не нашедших время находились и канцлер Ангела Меркель, и вице-канцлер и министр иностранных дел Франк Вальтер Штайнмайер. Но в самый последний момент они все же решили присутствовать на церемонии, в которой приняло участие 3 тысячи приглашенных гостей, среди которых было много членов семей и родственников новобранцев. Возможно, что свою роль сыграло и согласие выступить уважаемого всеми бывшего канцлера страны Хельмута Шмидта. Речь Хельмута Шмидта и стала, по мнению многих, важнейшим событием церемонии присяги в нынешнем году. Шмидт, прошедший войну офицером армии Гитлера, в какой-то мере озвучил в своей речи и опасения, которые выводят людей на демонстрации против публичного акта военной присяги в Германии. Он, в частности, сказал…



Хельмут Шмидт: Многие полагают, что наша сегодняшняя мирная жизнь, наше миролюбие – само собой разумеющееся. Но на протяжении столетий мы, немцы, показывали себя отнюдь не миролюбивым народом. Рихард фон Вайцзекер, выступая, как президент страны, с речью в день 40-летия капитуляции, сделал тогда трезвый вывод. Я процитирую: «Окончательно достигаемого морального совершенства не существует. Ни для кого в отдельности и ни для какой страны. Мы, люди, всегда под угрозой». Конец цитаты. Эти слова, к сожалению, являются и остаются и сегодня чистой правдой. Остается правдой, что мы, люди, способны поддаваться соблазну. И мы, немцы, тоже остаемся способными соблазняться.



Юрий Векслер: Об участии бундесвера в миссии в Афганистане Хельмут Шмидт, обращаясь к молодым рекрутам, сказал.



Хельмут Шмидт: Конечно, по поводу нашего присутствия в Афганистане можно спорить. Однако каждый солдат может полагаться ныне и в будущем на то, что бундестаг и правительство будут принимать решения относительно отправки служащих бундесвера в другие страны только в полном согласии с конституцией и руководствуясь международным правом. Дорогие рекруты, вы имеете счастливую возможность, счастливую по сравнению со мной, рекрутом 1937 года, возможность служить миролюбивой нации и организованному по правовым принципам государству. Вы должны знать, что ваша служба может включать в себя и риски, и опасности. Но вы можете положиться на то, это государство никогда не будет использовать вас в преступных целях.


XS
SM
MD
LG