Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Обвинение и защита шофера бин Ладена начали противостояние на первом судебном процессе в Гуантанамо. Лопнул ли нефтяной пузырь? Как точно подсчитать голоса избирателей?


Юрий Жигалкин: Во вторник на первом судебном процессе над заключенным тюрьмы в Гуанатанамо начались выступления обвинения и защиты. Обвинение пытается доказать причастность бывшего шофера бин Ладена к терроризму. Это может оказаться непростой задачей.



Ян Рунов: На американской военно-морской базе в Гуантанамо проходит первый со времён окончания Второй мировой войны американский трибунал, на котором слушается дело о военных преступлениях. На скамье подсудимых - Салим Ахмед Хамдан, которого обвиняют в террористической деятельности, в частности, в соучастии в террористическом заговоре и в оказании материальной помощи террористам. Салим Ахмед Хамдан не признаёт себя виновным. Его адвокаты заявляют, что он, йеменец с четырьмя классами образования, был всего лишь водителем Осамы бин Ладена, шофёром на зарплате, и членом "Аль-Каиды" не был. На это прокурор Тимоти Стоун, офицер военно-морского флота, возразил, что Хамдан, как личный водитель бин Ладена, после 11 сентября помогал своему боссу скрыться от американцев и участвовал в поставках оружия талибам в Афганистан. В поддержку этих обвинений прокурор вызвал свидетеля - солдата сил особого назначения, который описал обнаруженные в автомобиле Хамдана две ракеты класса "земля-воздух".


В Америке трибунал привлекает огромное внимание, ибо он может стать важным юридическим прецедентом. Вот что говорит об этом бывший прокурор, научный сотрудник вашингтонского исследовательского Фонда в защиту демократии Эндрю Маккарти...



Эндрю Маккарти: Значение трибунала велико, потому что подготовка к нему длилась фактически целых семь лет. Надо было тщательно определить функции военного суда. Надеюсь теперь, когда американцы увидят, как работает военный суд и что такое военное правосудие, они убедятся, что это не противоречит демократическим принципам, традициям Америки и общепринятой в цивилизованных странах судебной практике. Министр юстиции США Майкл Мюкэйзи просит конгресс дать ясное юридическое определение вооружённому конфликту с "Аль-Каидой", "Талибаном" и другими организациями, объявившими войну Америке, дабы подтвердить право во время войны удерживать в заключении подозреваемых в терроризме. В таком случае, даже если Хамдан будет оправдан трибуналом и с него будут сняты обвинения в военных преступлениях, он останется вражеским боевиком, и его можно будет держать в тюрьме до тех пор, пока США не объявят официально, что война против терроризма окончена.



Ян Рунов: Если Хамдан будет признан виновным, ему грозит пожизненное заключение.



Юрий Жигалкин: Цены на нефть упали во вторник больше, чем на три доллара за баррель, что заставило многих специалистов предположить, что ценовой пузырь скорее всего лопнул. Насколько обоснованными кажутся такие предсказания профессору экономики сотруднику Гуверовского института Михаилу Бернштаму?



Михаил Бернштам: Можно предположить, что сейчас падение цен реагирует на возможность того, что в Соединенных Штатах всерьез начнется бурение нефти по указу президента, который принят 14 июля. Обратите внимание на даты. С 11 по 22 июля нефть упала на 14%. 14% - это очень большое падение. Никаких других крупных событий в пользу, в сторону падения цен на нефть не произошло. В принципе можно сказать, что нефть достигла пикового уровня, потому что впервые в 2008 году в мире спрос и предложение примерно сравнялись - 85,5 миллионов баррелей. До этого спрос рос быстрее, чем предложение, примерно на миллион баррелей в год. Значит, пик достигнут, теперь начинают работать силы, которые ведут цены вниз.



Юрий Жигалкин: То есть предсказание главы "Газпрома" о повышение цен нефти до 250 долларов скорее всего было преждевременным и, быть может, России стоит подумать о переходе на аварийный режим?



Михаил Бернштам: В России добавляет другая проблема. Кроме тенденции будущего снижения мировых цен на нефть, которая вероятна, но не обязательна, в России есть другая проблема. В России падает производство нефти, оно уже упало на 0,5% по сравнению с предыдущим годом. Это падение ускоряется. Уже в последние месяцы падение на 1% по сравнению с теми же месяцами прошлого года, и, что особенно важно, растет внутреннее потребление и падает экспорт. Естественно вполне, что экспортные доходы России будут падать. Не надо забывать, что 36% экспортных доходов России идут от нефти, и не надо забывать, что 50% бюджетных доходов идут от экспорта природных ресурсов. Поэтому все зависит от количественных показателей. Если цены будут падать, что маловероятно, до уровня десятилетней давности, когда они были 10 долларов за баррель, то, конечно, российский бюджет получит очень жестокий удар. Но при умеренном снижении цен, при наличии Стабилизационного фонда Россия может маневрировать своими финансами, но этим надо будет заниматься.



Юрий Жигалкин: А как вы относитесь к предсказаниям о том, что падение экспорта даже выгодно России, поскольку оно может повлечь мировой рост цен?



Михаил Бернштам: Россия является крупнейшим в мире производителем нефти, но не крупнейшим экспортером. Общий уровень цен со стороны производства зависит от Саудовской Аравии. Если Америка начнет увеличивать производство, то и от Соединенных Штатов. А от России будут зависеть какие-то колебания. В принципе манипулировать мировыми ценами Россия не сможет.



Юрий Жигалкин: Респектабельная «Нью-Йорк таймс» сочла неприемлемой для публикации статью, написанную кандидатом в президенты Джоном Маккейном, заявил во вторник редактор аналитической полосы газеты в ответ на многочисленные недоуменные вопросы. В статье, где Маккейн говорит о стратегии наращивания сил, которая принесла, по его словам, успех в Ираке, и отчитывает Барака Обаму за легковесный подход к формулированию иракской стратегии, автор полемизирует с Обамой, опубликовавшим свою статью в "Нью-Йорк таймс" неделей раньше. «В тексте сенатора Маккейна должна быть ясно изложена детальная стратегия достижения победы в Ираке, а также стратегия действий в Афганистане, если он хочет увидеть статью на страницах газеты, - заявил представитель "Нью-Йорк таймс". - Мы готовы рассмотреть новый ее вариант и обсудить ее с автором". Но Джон Маккейн не намерен переделывать статью по вкусу редакции, сказал пресс-секретарь кандидата в президенты. В глазах консерваторов это небывалое решение газеты лишь подтверждает ее репутацию рупора либерального истеблишмента.


Намерение американской мусульманской организации начать рекламную кампанию в защиту ислама в нью-йоркском метро вызвало резкую реакцию в городе. «У вас есть право знать правду", - взывают к ньюйоркцам авторы рекламного плаката и предлагает им телефонные номера и интернетный адрес так называемого «Исламского круга Северной Америки», где им ответят на вопросы о пророке Мухаммеде и исламе. «Исламский круг», объединение нескольких исламских организаций, платит транспортному управлению около 50 тысяч долларов за размещение плакатов в вагонах метро. Член конгресса от Нью-Йорка Петер Кинг призвал транспортные власти не допустить проведения такой рекламной кампании. «Эта акция, совпадающая с седьмой годовщиной террористических атак 11 сентября, постыдна, особенно если вспомнить, что метро считается предпочтительным объектом атак террористов", - заявил законодатель.


Рекордная стоимость бензина скорее всего сохранила жизнь нескольких сотен американцев. Согласно подсчетам специалистов, за пять месяцев года на американских дорогах погибло на 9% меньше людей, чем годом раньше, причем наименьшее число погибших выпало на март и апрель, когда цены на бензин значительно выросли. Последний раз подобный феномен отмечался в 1970-е годы во время арабского нефтяного эмбарго. Единодушия относительно причин этой радующей тенденции нет, но, по словам экспертов, сокращение числа поездок и протяженности поездок американцев не могло не сыграть роли, как и снижение скорости движения ради экономии горючего. Есть и еще одно соображение: многие жители пригородов были вынуждены урезать число традиционных вечерних выездов в бары, что заметно уменьшило и число пьяных водителей, и число аварий.


Как учесть голоса всех избирателей на президентских выборах? Для многих штатов это совсем не праздный вопрос. Наученные многочисленными примерами, когда исход голосования решали сотни, а то и десятки голосов, а выбор избирателей было невозможно определить из-за ненадежности бумажных бюллетеней или сомнений относительно надежности автоматизированных систем, избирательные комиссии намерены прибегнуть на этих выборах к новым технологиям.



Аллан Давыдов: По прогнозам экспертов, почти половине всех американских избирателей в день президентских выборов будет предложено голосовать при помощи машин, не похожих на те, что были использованы на предыдущих президентских выборах 2004 года. В стране идет постепенный переход от машин для голосования с сенсорным экраном к автоматам, которые сканируют бумажные избирательные бюллетени. Новое оборудование для голосования 4 ноября будет использовано, по меньшей мере, в 11 штатах. В более чем половине штатов будут использованы единые базы данных, позволяющие сверять регистрацию избирателей.


Предполагается, что кандидатура демократического претендента сенатора Барака Обамы привлечет много избирателей, которые прежде не участвовали в голосовании. Эксперты и организаторы голосования опасаются, что у компьютеризованной системы может не хватить мощности для оперативной обработки данных бюллетеней выборов, и она может в худшем случае отказать. Возможность снижения этой угрозы зависит от многих факторов: достаточного числа сотрудников пунктов для голосования, уровня их обученности, наличия у них плана действий в непредвиденных ситуациях и соответствующих материальных ресурсов.


В США нет единого федерального стандарта технологии голосования. Каждый из 50 штатов сам решает, каким способом проводить голосование и как готовиться к экстренным ситуациям. Так, в Огайо на избирательных пунктах на случай отказа электроники будут лежать заготовленные заранее бумажные бюллетени. Штаты Нью-Йорк, Нью-Джерси и Калифорния еще не решили, как совладать с нехваткой сотрудников избирательных пунктов. Таких сотрудников на предстоящих президентских выборах, судя по прогнозам, понадобится вдвое больше, чем на предыдущих выборах. Более чем когда-либо важна их обученность, а также дизайн самих избирательных бюллетеней.


Можно ли в принципе добиться идеальной системы голосования? Этот вопрос я задал Ави Рубину, техническому директору Института информационной безопасности университета имени Джонса Хопкинса в штате Мэриленд.



Ави Рубин: Думаю, что рассчитывать на идеальную систему голосования - это чересчур. Голосование - очень сложный процесс, имеющий множество переменных. Самым оптимальным выглядело бы предоставление людям на избирательном участке выбора между системой голосования нажатием имени нужного кандидата на сенсорном экране и системой оптического сканирования заполняемых вручную бумажных бюллетеней. Второй вариант, во-первых, позволяет машине тут же вернуть неправильно заполненный бюллетень избирателю на исправление ошибки, во-вторых - путем выборочных проверок быстро отыскивать и исправлять неполадки в системе, подстраховываясь при этом самими бумажными бюллетенями, если понадобится пересчет.



Аллан Давыдов: Может показаться удивительным, но главную проблему, связанную с системой сканирования бумажных бюллетеней, специалисты по избирательным технологиям видят не в технических нюансах ее применения, а в том, что многим избирателям, привыкшим к системе машинного голосования, сами бумажные бюллетени будут в диковинку.


XS
SM
MD
LG