Ссылки для упрощенного доступа

Обвинение требует приговорить Леонида Невзлина к пожизненному заключению


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Кирилл Кобрин : Прокуратура требует приговорить бывшего совладельца ЮКОСа Леонида Невзлина к пожизненному лишению свободы за организацию убийств и покушений. Мнение стороны государственного обвинения было оглашено сегодня в ходе судебных слушаний по делу Невзлина, которые проходят заочно в Московском городском суде. Защита бизнесмена убеждена, что прокуратуре не удалось доказать причастность Невзлина к инкриминируемым деяниям. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Марьяна Торочешникова: «Член совета директоров нефтяной компании ЮКОС, первый заместитель управляющего «ЮКОС-Москва» Леонид Невзлин в неустановленном месте вступил в сговор с начальником четвертого отдела внутренней экономической безопасности компании Алексеем Пичугиным и неустановленными лицами из числа руководящего состава ЮКОСа», - так начал свою речь государственный обвинитель Александр Кобляков, выступая в суде в ходе прений. По логике обвинения, целью «преступного сговора» была организации убийств и покушений на лиц, мешавших ЮКОСу и Невзлину лично. Факт совершения убийств, по словам прокурора, «бесспорно установлен», а вина Невзлина в совершении преступлений нашла полное и объективное подтверждение», - сказал Александр Кобляков.


Обвинения, которые прокуратура предъявляет Леониду Невзлину, почти идентичны тем, что в свое время инкриминировали бывшему начальнику службы безопасности ЮКОСа Алексею Пичугину. С той только разницей, что Пичугин, по мнению следствия, (а теперь уже и суда) организовывалмногочисленные убийства неугодных ЮКОСу предпринимателей и чиновников, а Невзлин их заказывал.


В списке жертв Невзлина, по мнению прокуратуры: супруги Горины из Тамбова (их трупы до сих пор не найдены), директор фирмы "Феникс" Валентина Корнеева, которая отказалась принять коммерческое предложение по продаже банку "Менатеп" принадлежащего ей помещения в центре Москвы, а также глава администрации Нефтеюганска Владимира Петухов. По версии обвинения, он требовал от руководства ЮКОСа вернуть сокрытые налоги и сборы в федеральный, региональный и местный бюджеты.


В прокуратуре считают, что по указанию Невзлина Пичугин организовал покушения на советника по общественным связям мэра Москвы Ольгу Костину и предпринимателя Евгения Рыбина, предъявившего ряд судебных исков о взыскании ущерба, причиненного его фирме незаконной деятельностью ЮКОСа. В списке потенциальных жертв также охранник убитого мэра Нефтеюганска Вячеслав Кокошкин, водитель предпринимателя Рыбина и его охранники - Николай Федотов, Алексей Иванов и Евгений Филиппов и управляющий делами ЗАО "Роспром" Виктор Колесов.


Между тем, адвокат Леонида Невзлина Дмитрий Харитонов убежден, что прокуратуре не удалось доказать причастности Невзлина к этим преступлениям.



Дмитрий Харитонов: Прокурор не сказал ничего, что можно было бы положить в основу обвинения, поскольку вся его речь (первая часть - порядка 35 минут) была просто зачитыванием обвинительного заключения, а затем он перешел к анализу доказательств. Но те доказательства, которые есть, если их можно вообще назвать доказательствами, - это показания лиц, которые предполагают, что какие-то преступления были выгодны компании ЮКОС и даже не Невзлину лично, и есть группа лиц, которые осуждены за различные очень тяжкие преступления, в том числе, и пожизненно, которые говорят, что им говорили лица, которых уже нет в живых о том, что к этому имеет причастность Невзлин. Один из таких свидетелей отказался от показаний, сказал, что фамилии Невзлина и Печугина его попросили говорить следователи, когда они предложили ему сделку. Поэтому такие показания, естественно, не могут быть доказательствами вины Невзлина.



Марьяна Торочешникова: Упреждая доводы защиты о сомнительности свидетельских показаний со слов третьих лиц, гособвинитель Александр Кобляков заявил: «Факт смерти источника информации не исключает наличие самой информации» и добавил, что приговоры суда, вынесенные, в том числе, в отношении Алексея Пичугина, должны иметь преюдициальный, то есть определяющий, характер для Московского городского суда, рассматривающего дело Невзлина. В итоге прокуратура потребовала приговорить Леонида Невзлина к пожизненному лишению свободы.


Сам Невзлин с 2003 года живет в Израиле. Выдвинутые против него обвинения он считает абсурдными, а дело политически мотивированным. Говорит помощник бизнесмена Эрик Вольф.



Эрик Вольф : Очень показательный, советский, я бы даже сказал, сталинский процесс, когда все заранее решено, когда прокурор не встречает никакого сопротивления в суде, когда все действия защиты Невзлина блокируются.



Марьяна Торочешникова: Эрик, скажите, пожалуйста, в случае, если суд вынесет обвинительный приговор по этому делу, будет ли Леонид Борисович его как-то обжаловать, или ему по большому счету не так интересно, что происходит здесь в Московском городском суде?



Эрик Вольф : Суд на 100 процентов даст обвинительный приговор. Потому что другого приговора в принципе в сегодняшней России не может быть к людям, как либо причастным к ЮКОСу, как либо причастным к Ходорковскому, к Невзлину. Как это отразится на Невзлине? Да, никак это на нем не отразится. Потому что мы добились в разных судах в разных странах мира четких решений в нашу пользу.



Марьяна Торочешникова: Кстати, о решениях других судов. Эрик Вольф несколько лукавил, когда говорил, что все действия защиты в ходе процесса в Московском городском суде, блокируются судом. Поскольку именно по ходатайству защиты судья Валерий Новиков приобщил к делу решение швейцарского и израильского судов, несмотря на протесты прокурора.


В августе прошлого года, рассматривая дело «Леонид Невзлин против прокуратуры Швейцарской Конфедерации», Федеральный трибунал Швейцарии вынес решение об отказе в международной правовой помощи Генеральной прокуратуре России. Свой отказ швейцарские судьи мотивировали, цитирую, «политическим и дискриминационным характером процесса», проводимого в России против бывших владельцев ЮКОСа и «желанием властей в России бороться против превосходства богатых олигархов».


А в мае этого года Высший суд справедливости Израиля подтвердил правомерность отказа израильской стороны в экстрадиции Невзлина по запросу Генеральной прокуратуры России. В решении судьи, в частности, указали: «Улики, на которых базируется запрос об экстрадиции, являются свидетельскими показаниями, основанными на чужих словах, на основании которых нельзя дать указание об экстрадиции человека».


Для судьи Московского городского суда эти решения иностранных коллег - не указ. Однако с точки зрения российского уголовно-процессуального законодательства теперь, когда они приобщены к делу, подлежат анализу наряду с другими доказательствами. И судье Валерию Новикову придется дать им собственную оценку в приговоре.


Между тем, выступая сегодня в процессе, государственный обвинитель Александр Кобляков вновь обратился к суду с просьбой исключить из дела приобщенные решения. Говорит адвокат Невзлина Дмитрий Харитонов.



Дмитрий Харитонов: Суд приобщил эти документы. И, приобщая, он, естественно, наверное, каким-то образом их исследовал и пришел к тому, что они являются допустимыми и имеют отношение к этому делу. Более того, если говорить о решении Верховного суда Израиля, то именно Генеральная прокуратура привела в суд заявителя по этому процессу, Нудельмана. Я, как защитник Невзлина, возражал против его допроса. Но суд принял решение, и Нудельмана допросил. Поэтому самым логичным итогом допроса Нудельмана является решение Высшего суда справедливости Израиля по его иску. А решение однозначное - Невзлин получил гражданство законно, и никаких оснований для его экстрадиции нет.



Марьяна Торочешникова: Ну, а возможность ознакомить суд с позицией защиты Невзлина у адвоката Дмитрия Харитонова появится уже завтра.




XS
SM
MD
LG