Ссылки для упрощенного доступа

Защита Невзлина: доказательства обвинения неубедительны


Для бывшего совладельца ЮКОСа Леонида Невзлина прокуратура просит пожизненного лишения свободы
Для бывшего совладельца ЮКОСа Леонида Невзлина прокуратура просит пожизненного лишения свободы


Прокуратура требует приговорить бывшего совладельца ЮКОСа Леонида Невзлина к пожизненному лишению свободы за организацию убийств и покушений. Мнение стороны гособвинения было оглашено сегодня в ходе судебных слушаний по делу Невзлина, которые проходят заочно в Московском городском суде. Защита бизнесмена убеждена, что прокуратуре не удалось доказать причастность Невзлина к инкриминируемым деяниям.


«Член совета директоров нефтяной компании ЮКОС, первый заместитель управляющего «ЮКОС-Москва» Леонид Невзлин в неустановленном месте вступил в сговор с начальником четвертого отдела внутренней экономической безопасности компании Алексеем Пичугиным и неустановленными лицами из числа руководящего состава ЮКОСа», - так начал свою речь гособвинитель Александр Кобляков, выступая в суде в ходе прений. По логике обвинения, целью «преступного сговора» была организация убийств и покушений на лиц, мешавших ЮКОСу и лично Невзлину. Факт совершения убийств, по словам прокурора, «бесспорно установлен», а вина Невзлина в совершении преступлений нашла полное и объективное подтверждение.


Обвинения, которые прокуратура предъявляет Леониду Невзлину, почти идентичны тем, что в свое время инкриминировали бывшему начальнику службы безопасности ЮКОСа Алексею Пичугину. С той только разницей, что Пичугин, по мнению следствия (а теперь уже и суда), организовывал многочисленные убийства неугодных ЮКОСу предпринимателей и чиновников, а Невзлин их заказывал.


Как утверждает прокуратура, в списке жертв Невзлина супруги Горины из Тамбова (их трупы до сих пор не найдены), директор фирмы «Феникс» Валентина Корнеева, которая отказалась принять коммерческое предложение по продаже банку «Менатеп» принадлежащего ей помещения в центре Москвы, а также глава администрации Нефтеюганска Владимир Петухов - по версии обвинения, он требовал от руководства ЮКОСа вернуть сокрытые налоги и сборы в федеральный, региональный и местный бюджеты.


В прокуратуре считают, что по указанию Невзлина Пичугин организовал покушения на советника по общественным связям мэра Москвы Ольгу Костину и предпринимателя Евгения Рыбина, предъявившего ряд судебных исков о взыскании ущерба, причиненного его фирме незаконной деятельностью ЮКОСа. В списке потенциальных жертв также охранник убитого мэра Нефтеюганска Вячеслав Кокошкин, водитель предпринимателя Рыбина, его охранники Николай Федотов, Алексей Иванов и Евгений Филиппов и управляющий делами ЗАО «Роспром» Виктор Колесов.


Адвокат Леонида Невзлина Дмитрий Харитонов убежден, что прокуратуре не удалось доказать причастность его подзащитного к этим преступлениям:


«Прокурор не сказал ничего, что можно было бы положить в основу обвинения, поскольку вся его речь была просто зачитыванием обвинительного заключения, а затем он перешел к анализу доказательств. Но те доказательства, которые есть, - это показания лиц, которые предполагают, что какие-то преступления были выгодны компании ЮКОС. И есть группа лиц, которые осуждены за различные тяжкие преступления, в том числе пожизненно, которые говорят, что им говорили лица, которых уже нет в живых, о том, что к этому имеет причастность Невзлин. Один из таких свидетелей отказался от показаний, сказал, что фамилии Невзлина и Пичугина его попросили говорить следователи, когда предложили ему сделку. Такие показания не могут быть доказательствами вины Невзлина».


Упреждая доводы защиты о сомнительности свидетельских показаний со слов третьих лиц, Кобляков заявил: «Факт смерти источника информации не исключает наличие самой информации». И добавил, что приговоры суда, вынесенные, в том числе, в отношении Алексея Пичугина, должны иметь определяющий характер для Московского городского суда, рассматривающего дело Невзлина. В итоге прокуратура потребовала приговорить Леонида Невзлина к пожизненному лишению свободы.


Сам Невзлин с 2003 года живет в Израиле, выдвинутые против него обвинения считает абсурдными, а дело политически мотивированным. Говорит помощник бизнесмена Эрик Вольф: «Очень показательный, советский, я бы даже сказал, сталинский процесс, когда все заранее решено, когда прокурор не встречает никакого сопротивления в суде, когда все действия защиты Невзлина блокируются».


По его мнению, Мосгорсуд вынесет в отношение бизнесмена обвинительный приговор: «Потому что другого приговора в принципе в сегодняшней России не может быть к людям, как либо причастным к ЮКОСу, как либо причастным к Ходорковскому, к Невзлину. Как это отразится на Невзлине? Никак. Потому что мы добились в разных судах в разных странах мира четких решений в нашу пользу».


Стоит отметить, что именно по ходатайству защиты судья Валерий Новиков приобщил к делу Невзлина решение швейцарского и израильского судов, несмотря на протесты прокурора.


В августе прошлого года, рассматривая дело «Леонид Невзлин против прокуратуры Швейцарской Конфедерации», Федеральный трибунал Швейцарии вынес решение об отказе в международной правовой помощи Генеральной прокуратуре России. Свой отказ швейцарские судьи мотивировали «политическим и дискриминационным характером процесса», который проводится в России против бывших владельцев ЮКОСа и «желанием властей в России бороться против превосходства богатых олигархов».


А в мае этого года Высший суд справедливости Израиля подтвердил правомерность отказа израильской стороны в экстрадиции Невзлина по запросу российской Генпрокуратуры. В решении судьи, в частности, указано: «Улики, на которых базируется запрос об экстрадиции, являются свидетельскими показаниями, основанными на чужих словах, на основании которых нельзя дать указание об экстрадиции человека».


Для судьи Московского городского суда эти решения иностранных коллег - не указ. Однако с точки зрения российского уголовно-процессуального законодательства раз они приобщены к делу, то подлежат анализу наряду с другими доказательствами. И судье Валерию Новикову придется дать им собственную оценку в приговоре.


Между тем, выступая сегодня на судебном процессе, Кобляков вновь просил суд исключить из дела приобщенные решения. Говорит адвокат Невзлина Дмитрий Харитонов:


«Суд приобщил эти документы. Он, наверное, каким-то образом их исследовал и пришел к тому, что они являются допустимыми и имеют отношение к этому делу. Более того, если говорить о решении Верховного суда Израиля, то именно Генеральная прокуратура привела в суд заявителя по этому процессу, Нудельмана. Я возражал против его допроса, но суд принял решение и Нудельмана допросил. Поэтому самым логичным итогом допроса Нудельмана является решение Высшего суда справедливости Израиля по его иску. А решение однозначное - Невзлин получил гражданство законно, и никаких оснований для его экстрадиции нет».


Возможность ознакомить суд с позицией защиты Невзлина у Дмитрия Харитонова появится уже завтра, когда продолжатся прения сторон по этому делу.
XS
SM
MD
LG