Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Группа баупилотов в Германии


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.



Сергей Тарасов: В Берлине пять лет назад появилась группа молодых дизайнеров и архитекторов под именем «баупилоты», которая создает фантастические интерьеры школ и детских садов по рисункам самих детей. Например, уже построены «Дерево мечты» (с зеркальными листьями, рассылающими во все концы солнечных зайчиков), «Лимонадное дерево», или «Гнездо серебряного дракона».



Юрий Векслер: Звучит п есня «Мы - друзья Земли!». Это поют школьники театральный школы имени Эрики Манн, актрисы, дочери писателя Томаса Манна. Реконструкция интерьеров школы была первым проектом баупилотов. Бау ( bau ) по-немецки - стройка, поэтому слово «баупилоты» можно перевести, как строительные пилоты. Но пилот - это всегда путешественник в неведомое.


Баупилоты - это студенты архитектурного факультета технического университета, имеющие возможности вместо обычной практики самостоятельно разрабатывать и, что самое главное, осуществлять, воплощать в жизнь свои собственные смелые, подчас фантастические проекты.


Всего только пять лет назад пришла архитектору Сюзанне Хофман идея создать для своих студентов, будущих архитекторов, которых, как и сам проект, она и назвала баупилотами, эту «фабрику воплощенных снов».


Но за это время ей с группами студентов, выступавшими в роли «коллективного архитектора», уже удалось в Берлине и других городах реализовать несколько проектов, удостоенных различных дизайнерских премий.


Все это стало возможным прежде всего благодаря инициативе и воле самой 45-летней Сюзанны Хофман, но, может быть, в первую очередь ее таланту убеждать самых разных участников архитектурно-строительного процесса. Всю ответственность за своих "пилотов" перед заказчиками несет она сама.


Вернемся к первому проекту баупилотов. Директор берлинской школы имени Эрики Манн Карин Баббе откликнулась на предложение Сюзанны Хоффманн довериться фантазии ее студентов скорее всего из любви к театрализации. А студенты тогда впервые применили ныне основной для баупилотов метод разработки архитектурных решений на основе интенсивного творческого общения с теми, кому в этой архитектуре, в этих интерьерах жить, в данном случае - со школьниками. Именно они, школьники, и набрели на воплощенную в результате идею - поселить в школе сказочного Серебряного дракона. Эта малоизвестная в России сказка о драконе, как о добром существе, которое хочет жить вместе с людьми. Рассказывает руководитель баупилотов Сюзанна Хоффман...



Сюзанна Хоффман: Серебряный дракон по этой сказке, попадая в помещение, медленно поднимается на своих крыльях на самый верх, душа его трепещет, и он от волнения теряет на пути часть своих серебряных чешуек.



Юрий Векслер: У этой истории есть и социальный аспект. Школа имени Эрики Манн расположена в районе с высокой безработицей и бедностью, а также с высоким процентом иностранцев, дети которых составляют в школе более 80 процентов. В отличие от других подобных школ, как со знанием немецкого, так и дисциплиной и дружественной атмосферой, атмосферой игры, все здесь обстоит более, чем благополучно, и роль в этом поселившегося в школе Серебряного дракона трудно переоценить.


На одном из школьных праздников, в программе которого можно было символически вступить в брак, турецкий мальчик лет 12-ти, как ни в чем не бывало, протянул руку для союза не девочке, а своему закадычному дружку.


И никто не засмеялся и никто не отпустил по этому поводу никаких обычных в других школах шуточек. Эта школа учит детей воспринимать реальность такой, какая она есть.


Берлинский опыт баупилотов попытались повторить в других университетах, но пока безуспешно.


В чем же секрет Сюзанны Хофман, почему у нее тем не менее получилось?



Сюзанна Хофман: Эта модель требует большого напряжения, которое другие, возможно, недооценивают. Надо не только хотеть делать проекты, но и очень хотеть и любить учить других. Надо чтобы работа со студентами доставляла удовольствие и радость. Например, при разработке проекта «Дерево мечты» один мальчик нарисовал, по его словам… шум и скрип. Одному из студентов захотелось сделать нечто в этом духе: архитектура, которая звучит. Я поддержала своего студента, потому что нашла это действующим и увлекательным, и мне было интересно, как и что студент из этой идеи сделает. Он исследовал возможности, и предложил, чтобы искусственные раковины цветов «Дерева мечты» двигались, точнее, выдвигались со скрипом и скрипели, когда в них забираются дети.


Мне нравится, когда мои студенты предлагают «ересь» с общепринятой в архитектуре точки зрения. Я пытаюсь в такие моменты вчувствоваться в своих баупилотов, понять их изнутри и тогда возникают мои аргументы в защиту их позиции.


XS
SM
MD
LG