Ссылки для упрощенного доступа

Критика Владимира Путина обесценила акции компании "Мечел"


Премьер-министр правительства РФ Владимир Путин на совещании по развитию черной металлургии и обеспечению металлопродукцией внутреннего рынка. Нижний Новгород, 25 июля 2008. Фото ИТАР-ТАСС/ Александр Саверкин
Премьер-министр правительства РФ Владимир Путин на совещании по развитию черной металлургии и обеспечению металлопродукцией внутреннего рынка. Нижний Новгород, 25 июля 2008. Фото ИТАР-ТАСС/ Александр Саверкин

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.

Андрей Шарый: Сегодня российский биржевой рынок пережил неприятные часы. Эксперты и политические аналитики связывают эти неприятности с недавними заявлениями премьер-министра России Владимира Путина. Вчера, выступая на заседании, посвященном проблемам черной металлургии, Путин довольно подробно говорил об уральской металлургической компании «Мечел».

Данила Гальперович: Компания «Мечел» жила и не тужила, исправно получая прибыль от производства стали, никеля и коксующегося угля и так же исправно спонсируя партию «Единая Россия», как минимум на десятки миллионов рублей. И как же все удивились, кода лидер партии «Единая Россия», премьер Владимир Путин заговорил о компании и ее владельце на прошедшем накануне в Нижнем Новгороде совещании по проблемам металлургии с нескрываемой угрозой.

Владимир Путин: Есть у нас такая уважаемая компания «Мечел», собственника и руководителя компании Игоря Владимировича Зюзина мы пригласили на сегодняшнее совещание, но он вдруг заболел. А между тем известно, что в первом квартале текущего года компания продавала сырье за границу по ценам, в два раза ниже внутренних, а значит, и мировых. А маржа где в виде налогов для государства? Конечно, болезнь есть болезнь, но я думаю, что Игорь Владимирович должен как можно быстрее поправиться, иначе к нему доктора придется послать и зачистить все эти проблемы. Прошу также Федеральную антимонопольную службу обратить на это особое внимание. А может быть, даже и Следственный комитет прокуратуры. Надо разобраться, что там происходит.

Данила Гальперович: После угрозы «послать доктора» акции «Мечела» рухнули, сначала на Нью-Йоркской бирже – почти на 38 процентов, потом в России – почти на 39. Более того, вслед за «Мечелом» рухнул вообще весь российский рынок, индекс РТС упал на 5 процентов, индекс ММВБ – более чем на 5,5. Потеряли в цене акции тех, на кого власть никаким образом не наезжала: «Сбербанк», «Северсталь» и «Сургутнефтегаз». Впрочем, аналитика говорят, что падение акций «Мечела» усилило глубину спада на российском рынке, но не явилось его единственной причиной. Тем не менее, аналитик из компании «Тройка Диалог» Сергей Донской отмечает, что влияние слов Владимира Путина на рынок было решающим.

Сергей Донской: Почему это вызвало такой резонанс? Отчасти просто потому, что рынок в целом не самом хорошем состоянии, и любые резкие замечания на волатильном, неспокойном рынке вызывают часто очень сильную реакцию. Кроме того, там были определенные заявления, сделанные главой правительства в отношении, скажем, того, как «Мечел» продавал, по каким ценам продавал уголь на экспорт, что, наверное, кого-то могло навести на мысль, что его обвиняют в уклонении от уплаты налогов, на что у Путина был довольно прямой намек, и это тоже не добавило оптимизма рынку.

Данила Гальперович: При этом аналитик компании «Уралсиб» Андрей Кук полагает, что про то, что у «Мечела» не все хорошо, рынок знал и так.

Андрей Кук: Что, собственно, такого сказал Путин? Насколько я понимаю, если компания действительно использовала внутренние оффшоры для продажи за границу угля, то основания для претензий к компании есть. «Мечел» падает не первый день, не вчера начал падать. Он достаточно сильно упал за последние пару недель. Это уже привело к отмене планируемого размещения привилегированных акций. С другой стороны, если брать основного акционера компании, который владеет, не важно, 51, 70, 90 процентами акций, 99 процентами, то, по большому счету, для него капитализация компании при условии, что он не собирается в ближайшее время проводить размещение, продавать часть своего пакета, продавать его целиком, для него капитализация компании абсолютно не принципиальна.

Данила Гальперович: Но сама интонация Владимира Путина при оглашении претензий к крупной компании была совершенно недопустимой. Так считает бывший первый вице-премьер российского правительства Борис Немцов.

Борис Немцов : Сама стилистика изложения истории с «Мечелом» отвратительна. Нормальным людям все это уже порядком поднадоело, что «из желудка достану, раздам бедным», что «обрежу все так, чтобы ничего не росло», я уже про «мочить в сортире» молчу. Все это стилистика криминального мира. Второе, экономические последствия видны уже сегодня подобного рода заявлений. Это потеря капитализации российского рынка более чем на 200 миллиардов долларов – вот цена.

На что похоже? На Ходорковского не похоже, потому что Зюзин политикой не интересуется, никогда не занимался ею и не является политическим конкурентом Путина, но зато является его бизнес-конкурентом. Дело в том, что Путин же бизнесмен. Он руководит целой чекистской бизнес-империей, куда входит «Газпром», куда входит Ковальчук, куда входит «Роснефть», куда входят огромные корпорации типа «Транснефти», «Железные дороги» и так далее. Ну, Чемезов, естественно, с его Ростехнологиями, которое поглотило уже более 400 предприятий, - последний указ президента Медведева об этом говорит. Эти аппетиты этой группировки растут. Я думаю, что откровенный такой криминальный наезд премьер-министра на бизнес имеет под собой вполне корыстную коммерческую основу. В этом смысле большая аналогия напрашивается не с Ходорковским, а с Гуцериевым, который тоже не был замешан особо ни в какой политике, но, тем не менее, бизнес у него был уничтожен, а сам он был вынужден эмигрировать. Я бы не хотел Игорю Зюзину такой судьбы, тем более что он лежит в больнице. Я бы хотел, чтобы он выздоровел.

Связана подобного рода политика с тем, что он считает главной хозяйствующей единицей не только чекистов, но еще и монополии. До тех пор, пока монополии будут Богом этого человека, до этих пор у нас в стране будут расти цены и будет много бедных.

Данила Гальперович: В интонациях премьер-министра была уверенность, что вряд ли форму его высказываний посмеет осудить кто-то из подчиненных. Обычно такой уверенностью обладают реальные руководители государства, выше которых по должности действительно никого нет.

XS
SM
MD
LG