Ссылки для упрощенного доступа

Путина просят запретить веселье на Соловках


Соловецкие острова в XX веке стали частью архипелага ГУЛАГ
Соловецкие острова в XX веке стали частью архипелага ГУЛАГ

Общественная палата обращается к премьеру по просьбе группы ученых, искусствоведов и общественных деятелей. Они обеспокоены тем, что Соловецкие острова «превращаются в объект развлекательного туризма, направленного на получение финансовой прибыли». «В непосредственной близости от Соловецкого монастыря и братского кладбища жертв ГУЛАГа, говорится в обращении, проводятся фестивали джаза и самодеятельной песни, на Святом озере проходят спортивные регаты, а в лесных зонах разбиваются палаточные лагеря». К сожалению, директор Соловецкого музея-заповедника Михаил Лопаткин отказался прокомментировать обвинения в коммерциализации своего хозяйства. Сказал лишь, что вопрос этот сложный, политический.


Руководитель информационно-аналитической службы движения «За права человека» Евгений Ихлов напоминает печальную историю Соловков: «Это первый на территории Европы политический концлагерь. Да, при депортации армян в 1915-м году создавались лагеря, но они были временными. Соловецкий лагерь особого режима (СЛОН) стал первым совершенно четко осознаваемым политическим концлагерем. То, что не стал своего рода центром покаяния - результат вытеснения неприятных страниц истории в подкорку, вычеркивания этого периода из истории. Конечно, на этот счет нужно соответствующее государственное решение».


По мнению Евгения Ихлова, на Соловках «надо проводить художественные выставки, концерты, только они должны быть тематически посвящены памяти десятков миллионов человек, которые пали жертвами политических репрессий на территории бывшего СССР. Г-н Ихлов Считает, что здесь следует создать мемориал с приданием ему общенационального статуса. К участию в памятных мероприятиях, по его мнению, надо привлекать представителей разных религиозных конфессий.


Сотрудник правозащитного центра «Мемориал» Борис Биленкин полагает, что ничего страшного сегодня на Соловках не происходит. Он уверен, что выставки и концерты не могут разрушить историческую память. Однако признает, что туристический бизнес активно осваивает эту уникальную территорию, имеющую статус природоохранного комплекса. Кроме того, на Соловках становится все более явным конфликт интересов светского музея и Русской православной церкви.


Историк Юрий Бродский, долгие годы изучающий Соловки, предостерегает островитян от ссор и выяснения отношений. И предостережения эти отдают мистикой. «Что сегодня на Соловках - завтра в России, - говорит историк. - Многие события происходят на Соловках раньше, чем на материке. Здесь раньше, чем на материке, начался раскол, потом он охватил Север, Поволжье. Сюда быстрее проникли большевики. Здесь раньше началась хрущевская оттепель, потому что Хрущев сократил тут воинские части частично. Даже поэтому нужно относиться очень бережно к любым радикальным решениям относительно Соловков. Явной коммерциализации я, пожалуй, не вижу. Обвинять музей в том, что он занимается какой-то коммерческой деятельностью, нет оснований. Идет обычная жизнь. Соловки ведь нужны всем, разным людям. Орнитологи говорят, что здесь 220 видов птиц, самая большая в Европе колония полярных крачек, и они изучают птиц и думают, что это самое главное для них. «Белужники» говорят, что здесь единственное в мире репродуктивное скопление этих крупных млекопитающих. И они считают, что самое главное на Соловках - это белуги, конечно. Приезжают старообрядцы, они убеждены, что Соловки были центром старообрядчества, откуда потом это движение выплеснулось на материк. Соловки - это такой трансформатор, который усиливает внутренние устремления людей. Археологи говорят о том, что здесь самое большое в мире скопление лабиринтов, 34 лабиринта на очень маленькой территории (а это совсем уже домонастырская история). Конечно, люди имеют право сюда приезжать и все это видеть».


XS
SM
MD
LG