Ссылки для упрощенного доступа

Самое крупное дело о коррупции в сенате США


Ирина Лагунина: Правоохранительные органы США обвиняют сенатора Теда Стивенса в получении подарков от частного бизнеса. Впервые за последние 15 лет члену верхней палаты Конгресса предъявлены уголовные обвинения. Тед Стивенс заявляет о своей невиновности и надеется, что в ноябре его переизберут в Сенат. Рассказывает Владимир Абаринов.



Владимир Абаринов: Тучи над головой сенатора Стивенса начали сгущаться летом прошлого года, когда два руководящих сотрудника нефтяной компании ВИКО, обвиняемые в даче взяток и уклонении от налогообложения, признали себя виновными и с целью облегчения своей участи стали давать признательные показания. В июле Стивенс нанял самого дорогостоящего вашингтонского адвоката Брендана Салливана, а 30 июля 2007 года в дом Стивенска на Аляске нагрянули с обыском агенты ФБР и федеральной налоговой службы. Теперь предварительное следствие закончено, и дело передано в суд. Об этом на пресс-конференции в Вашингтоне журналистам сообщил глава управления по уголовным делам Министерства юстиции США Мэтью Фридрих.



Метью Фридрих: Согласно обвинительному заключению, сенатор Стивенс как член Сената Соединенных Штатов обязан представлять свою финансовую декларацию секретарю Сената. Основная цель декларации состоит в том, чтобы выявлять конфликт интересов и способствовать доверию общества к Сенату США и его членам. Эти документы, находящиеся в публичном доступе, обязывают лицо, заполняющее их, указать, помимо всего прочего, получало ли оно какие-либо подарки, имеет ли оно какие-либо финансовые обязательства или долги.



Владимир Абаринов: Какие же нарушения закона допустил сенатор Стивенс?



Метью Фридрих: Что касается подарков, то податель декларации обязан сообщать о них в том случае, если общая стоимость подарков, полученных в течение года от одного дарителя, превышает лимит, установленный для этого года. Так, например, в период с 2003 по 2006 год этот лимит составлял 305 долларов. О получении подарков, стоимость которых превышает эту сумму, следует сообщать в декларации.


Когда же речь идет о финансовых обязательств и долгов, то податель декларации должен указать наличие таковых на сумму свыше 10 тысяч долларов, причем не только свои собственные, но и своей супруги и своих детей. Необходимо указать так же и кредитора, которому причитается каждый долг.



Владимир Абаринов: Подарки, полученные сенатором, выражаются, главным образом, в реконструкции его частного дома.



Метью Фридрих: Обвинительное заключение гласит, что, будучи сенатором Соединенных Штатов в период с 1999 по 2006 годы, сенатор Стивенс получал подарки от частной компании под названием ВИКО, ее управляющего и других лиц. ВИКО – компания, занимающаяся нефтяным бизнесом на международной основе. ВИКО – один из крупнейших частных работодателей штата Аляска.


Подарки, якобы полученные сенатором Стивенсом, включают значительный объем строительных материалов и труд рабочих, затраченный при реконструкции дома, которым владеют сенатор Стивенс и его жена. Дом находится в городе Гирдвуд, Аляска. Реконструкция, как утверждает обвинение, включала перестилку полов в помещениях первого этажа, где расположены спальни и ванная комната, а также полную отделку подвального этажа. Значительный объем этих работ был выполнен подрядчиками и сотрудниками фирмы ВИКО. В частности, ВИКО и ее сотрудники и подрядчики, по данным следствия, разработали архитектурный дизайн, осуществили подъем здания на новый уровень, установили электропроводку и сантехническое оборудование, вставили окна, смонтировали отопительную систему, построили галерею вокруг всего дома и установили водостоки. В обвинительном заключении также говорится, что сенатор Стивенс получил и другие подарки от компании ВИКО и ее управляющего, в том числе предметы домашнего хозяйства, мебель, газовую плиту Викинг и шкаф для хранения инструментов. Компания также обменяла сенатору Стивенсу его старый автомобиль на новый, гораздо более дорогой.



Владимир Абаринов: В общей сложности стоимость этих услуг и товаров оценивается более чем в четверть миллиона долларов. Кроме того, реконструкция превратила достаточно скромное жилище в роскошную виллу и тем самым вдвое увеличила рыночную стоимость дома.


Изложив обстоятельства дела, Мэьтю Фридрих напомнил о презумпции невиновности.



Метью Фридрих: Позвольте мне напомнить: то, о чем я говорил сегодня – это информация, содержащаяся в обвинительном заключении. Мы находимся в самом начале уголовного судопроизводства. Как всякий другой обвиняемый в совершении уголовных преступлений, сенатор Стивенс невиновен до тех пор, пока его вина не будет доказана в суде.



Владимир Абаринов: Он напомнил, что федеральные правоохранительные органы уже давно ведут на Аляске расследование большого дела о коррупции.



Метью Фридрих: Как вам, возможно, известно, в 2004 году федеральные правоохранительные органы начали расследование обвинений в коррупции должностных лиц штата Аляска. Факт проведения этого расследования получил публичную огласку в августе 2006 года, когда были проведены обыски в помещениях компании ВИКО и в других местах. К настоящему времени в деле имеется уже семеро осужденных.



Владимир Абаринов: Фридриха спросили, нет ли политической подоплеки в решении министерства юстиции передать дело в суд за три месяца до выборов, на которых Тед Стивенс намерен избираться на новый срок.



Метью Фридрих: Когда мы передаем дело прокурорам, мы делаем это после оценки фактов и юридической базы. Мы передаем дело тогда, когда они готовы к судебному производству. Именно это и произошло в данном случае. И второе. Отсылаю вас к инструкции федеральным прокурорам, которую издал министр юстиции Мьюкейзи в начале этого года. В ней идет речь как раз о вопросах, связанных с исполнением правосудия в год выборов. Суть этих указаний заключается в том, что политика, партийные соображения не должны играть никакой роли ни в том, какие обвинения мы предъявляем, ни в том, когда мы это делаем. Этот подход реализован в этом деле до последней буквы.



Владимир Абаринов: Сенатор Стивенс в последние дни избегал журналистов. Корреспонденту CNN Дэне Баш удалось настигнуть его в одном из зданий Конгресса где-то на черной лестнице. Но Стивенс отказался отвечать на вопросы.



Тед Стивенс: Я опубликовал заявление и не говорю никому ничего помимо этого заявления.



Дэна Баш: Вы не скажете, почему к вам приходили федеральные агенты и что они изъяли?



Тед Стивенс: Вы понимаете английский язык? Это единственное заявление, какое я собираюсь сделать.



Дэна Баш: Я это понимаю, сэр, но ведь ясно, что это чрезвычайное событие, когда федеральные агенты приходят в дом сенатора США.



Тед Стивенс: Я так понимаю, что вы записываете этот разговор, и говорю вам снова: я уже сделал заявление. Там сказано то, что мои адвокаты рекомендовали мне сказать, и это все, что я имею заявить.



Владимир Абаринов: В заявлении, о котором твердит сенатор, он говорит, что никогда сознательно не подавал ложных деклараций.


Сенатору Теду Стивенсу 84 года. Его политическая карьера началась шесть десятилетий назад, а в Сенат он впервые был избран в 1968 году. Это самый пожилой республиканец в верхней палате, и в Сенате прошлого созыва он по праву старшинства возглавлял палату. Занимая ключевые посты, Стивенс добивается щедрого финансирования для Аляски. В декабре 2005 года он отказывался отпустить коллег на рождественские каникулы, пока они не проголосуют за ассигнования для Аляски.



Тед Стивенс: Мы останемся здесь до тех пор, покуда не решим вопрос. <…> Если решим – отправимся домой на Рождество.



Владимир Абаринов: Нарицательным стал один из его проектов – так называемый «мост в никуда». Мост, ассигнований на сооружение которого добивался Стивенс, должен был соединить два острова архипелага Александра: Ревильяхихедо, в главном городе которого, Кетчикан, живут семь тысяч жителей, и крошечный Гравина, численность населения которого составляет менее 50 человек. На Гравине находится аэропорт. Пассажиров туда и обратно возят паромом, который ходит каждые полчаса; путешествие занимает семь минут. Однако же вот захотелось мост, и Стивенс добился, чтобы в бюджет Министерства транспорта отдельной строкой вписали 223 миллиона долларов на его строительство. Подсчитано, что, если купить персональный самолет каждому жителю Гравины, обошлось бы дешевле. Впрочем, этот проект Стивенса пока не удался: после урагана Катрина правительству срочно потребовались чрезвычайные ассигнования, и бюджет Министерства транспорта переписали.


Симпатии Стивенса к нефтяному бизнесу – не секрет. Вот фрагмент публичных слушаний, на которых председательствующий Стивенс отказался привести к присяге руководителей крупнейших нефтяных компаний США. Приведения к присяге безуспешно добивается сенатор Мария Кантвелл.



Тед Стивенс: Я просмотрел регламент Сената и регламент комитета по торговле и энергетике, которые действуют в Конгрессе этого созыва, а также соответствующие положения Свода федеральных законов Соединенных Штатов. В существующих установлениях отсуствтует требование обязательного приведения свидетелей к присяге. С точки зрения закона, всякий, кто свидетельствует перед Конгрессом, находится под присягой. Эти свидетели согласились явиться в комитет добровольно. Они осведомлены о том, что ложные заявления или показания являются нарушением федерального законодательства независимо от того, приносили они присягу или нет. Я приводить их сегодня к присяге не буду.



Мария Кантвелл: Г-н председатель, я хотела бы, чтобы комитет проголосовал по вопросу, приводить ли свидетелей к присяге...



Тед Стивенс: Голосования не будет. Процедура этого не предусматривает. Решение принимает председатель, и я принял это решение.



Мария Кантвелл: Г-н председатель, я вношу предложение привести свидетелей к присяге.



Тед Стивенс: А я постановляю, что это против правил.



Мария Кантвелл: Я повторяю свое предложение.



Тед Стивенс: Большое спасибо. Мы последний раз говорим на эту тему, потому что это против правил. <…> Это не заседание по вопросам регламента. У нас нет возможности изменить сейчас правила. Право решения имеет председатель, и я решение принял.



Владимир Абаринов: На том же слушании сенатор Барбара Боксер предложила воротилам нефтяного бизнеса поделиться своими астрономическим доходами с неимущими согражданами.



Барбара Боксер: Я хочу затронуть очень простую тему, понятную обыкновенному человеку. Это тема доходов менеджеров нефтяного бизнеса в сравнении со средней американской зарплатой. У меня тут есть таблица. В нее не внесены сведения, касающиеся каждого из вас, джентльмены, потому что ваши компании не представили нам эту информацию. В 2004 году ваши, г-н Рэймонд, премиальные составили свыше трех миллионов шестисот тысяч долларов. Это больше вашей зарплаты, которая составила три миллиона 200 тысяч. Кроме того, вы получили в виде акций и других видов компенсации еще 19 миллионов. Г-н О’Рейлли, вы получили премиальных почти 4 миллиона плюс полтора миллиона зарплаты и 11 миллионов 200 тысяч акциями и другими компенсационными выплатами. Г-н Малва, ваша премия слегка превысила 4 миллиона долларов, ваша зарплата была полтора миллиона, а компенсации – два миллиона 700 тысяч. Джентльмены, среднестатистический американец зарабатывает 23 тысячи 276 долларов в год. Только премии каждого из вас в 155 раз больше годовой зарплаты типичного американца. Сравните свои бонусы с минимальным уровнем зарплаты, которую Конгресс не повышал вот уже 9 лет. Минимальная зарплата составляет 10 тысяч 713 долларов в год. Только бонусы кадого из вас, не говоря уже о других выплатах, более чем в 300 раз больше. Позвольте мне спросить: не собираетесь ли вы пожертвовать часть своих рекордных доходов, как частных, так и корпоративных, в благотворительный фонд с тем, чтобы облегчить труженикам Америки оплату высоких тарифов на отопление жилья и высоких цен на бензин? Только «да» или «нет» - рассмотрите ли вы такое предложение?



Тед Стивенс: Мы останавливаем ваши часы прямо сейчас, сенатор. Мы разрешили представить таблицы, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу. Эта таблица оказалась чистой саморекламой. Хочу вас предупредить: мы еще вернемся к этому эпизоду на заседании по вопросам регламента. Я призываю сенаторов пользоваться только теми таблицами, которые содержат информацию, необходимую для изучения предмета наших слушаний. В данном случае я не усматриваю этого.



Владимир Абаринов: В четверг сенатор Тед Стивенс предстал перед судом, где ему были официально предъявлены уголовные обвинения. Сам он не вымолвил ни слова, а его адвокат заявил, что сенатор не признает себя виновным. Обвинительное заключение содержит семь пунктов, по каждому из которых Стивенс может получить до пяти лет тюрьмы.


XS
SM
MD
LG