Ссылки для упрощенного доступа

Политики в Цхинвали и Тбилиси делают воинственные заявления и не спешат садиться за стол переговоров


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Данила Гальперович, Алан Цхурбаев и Георгий Кобаладзе.



Андрей Шароградский: Продолжает обостряться обстановка в районе грузино-осетинского конфликта. Политики в Цхинвали и Тбилиси делают воинственные заявления и не спешат садиться за стол переговоров. При этом увеличивается число раненных мирных жителей, и надежда на мирное решение, по мнению многих наблюдателей, постепенно тает.



Данила Гальперович: Переговоры между Южной Осетией и Грузией, намеченные на 7 августа, не состоялись. Обе стороны говорят, что к этому привело обострение конфликта, в особенности идущие уже несколько дней обстрелы осетинских и грузинских населенных пунктов. Президент самопровозглашенной Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил, что без российского представителя за стол переговоров с посланцами Тбилиси не сядет.



Эдуард Кокойты: Двусторонних переговоров у нас с Грузией не будет. И вся ответственность ложится на господина Якобашвили, на господина Саакашвили и всех, кто хочет сломать международно признанный формат.



Данила Гальперович: После ночи перестрелок южноосетинский лидер вышел к журналистам и рассказал о происходящем.



Эдуард Кокойты: С ночи грузинская сторона предприняла очередную попытку, начала обстреливать из 152-миллиметровых орудий осетинские села Приси, Сарабук, Дменис. В Дменисе есть очень серьезные разрушения, есть раненые среди мирного населения. После того, как российские миротворцы вмешались, и осетинская сторона не отвечала на огонь грузинской стороны в течение 40 минут, потом мы были вынуждены отвечать, потому что, по информации нашей разведки, грузинский спецназ попытался захватить Присскую высоту. Российские миротворцы делали все для того, чтобы грузинская сторона прекратила стрелять уже по городе Цхинвал из минометов, гранатометов и крупнокалиберных орудий, однако же стрельба не прекращалась, после чего мы были вынуждены нанести ответный удар. Мы сейчас будем делать все для того, чтобы это все подавить по всем направлениям.



Данила Гальперович: А вот что рассказывают наши корреспонденты с обеих сторон конфликта. Из североосетинского Владикавказа передает Алан Цхурбаев.



Алан Цхурбаев: Вооруженные силы Южной Осетии готовы перейти в наступление уже в ближайшие часы - об этом заявил президент самопровозглашенной республики Эдуард Кокойты. «Мы готовы прекратить попытки аннексии нашей территории, и мы их не только прекратим, а если грузинская сторона не выведет все свои вооруженные формирования, то, мы начнем их вычищать», - сказал президент, добавив, что подразделения лишь ждут приказа верховного главнокомандующего.


Конфликт фактически вступил в стадию открытого военного противостояния с началом артиллерийской атаки, начавшейся в 00:05 по московскому времени. Огонь по Цхинвалу велся со стороны грузинского села Эредви. По сообщениям Министерства обороны Южной Осетии, лишь спустя 40 минут был открыт ответный массированный огонь по грузинским селам, который продолжался до утра. В результате обстрела серьезные разрушения нанесены селу Дменис. Министр внутренних дел Южной Осетии Михаил Миндзаев уже заявил, что осетинам удалось занять высоту в районе села Нул, о боях за которую сообщалось в среду, а президент республики сообщил, что население сел Нул и Авневи вступило в рукопашный бой с грузинскими подразделениями. В МВД Грузии информацию о захвате высоты «категорически отвергают».


Эдуард Кокойты утверждает, что Грузия стянула в зону конфликта большую часть своего вооружения, в том числе, колонну до 20 танков и большое количество самоходных орудий. По данным югоосетинского МВД, грузинские военные укрепились в населенных пунктах Никози и Эредви. Возможность переговоров на данный момент маловероятна; Эдуард Кокойты заявил о готовности вести переговоры с грузинской стороной, но лишь в четырехстороннем формате Смешанной контрольной комиссии. Тбилиси настаивает на прямых переговорах с Цхинвали.


Очередная группа детей и женщин эвакуирована из Южной Осетии этой ночью под сопровождением сил МЧС. Около 200 человек прибыли в Ростовскую область. Всего за последние дни Южную Осетию покинули около 1,5 тысячи человек, большая часть их них расселена в Северной Осетии.



Данила Гальперович: Мнение грузинских официальных лиц - в репортаже тбилисского корреспондента Радио Свобода Георгия Кобаладзе.



Георгий Кобаладзе: Утром 7 августа в Южной Осетии возобновились ожесточенные бои, в результате которых десятки человек с обеих сторон получили ранения. Среди раненных есть и мирные жители. Особенно интенсивным обстрелам подверглись грузинские села Авневи, Двани и Нули и осетинские Дменис и Сарабука. Грузинская и осетинская стороны по-прежнему обвиняют друг друга в эскалации напряженности и утверждают, что первым огонь открыла именно противная сторона.


По мнению независимых наблюдателей, с военной точки зрения нынешнее обострение - это борьба за контроль над стратегическими высотами - у сел Сарабука и Приси, с которых можно контролировать все важные дороги в зоне конфликта.


Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты обвинил Грузию в агрессии и пригрозил, что осетинская армия в состоянии очистить территорию непризнанной республики от грузинских формирований.



Эдуард Кокойты: Слово за Грузией. Мы готовы к переговорам, но в то же время мы готовы практически вычистить всю нашу территорию от тех бандформирований, которые уже надоели как осетинскому, так и грузинскому населению.



Георгий Кобаладзе: Тбилиси и Цхинвали обвиняют друг друга не только в провоцировании перестрелок, но и в попытке срыва мирных переговоров, намеченных на 7 августа в столице Южной Осетии.


Югоосетинская сторона заявила, что любые переговоры могут состояться только в четырехстороннем формате, то есть с участием не только России, но и Северной Осетии, а госминистр Грузии по реинтеграции Тимур Якобашвили настаивает на двусторонних переговорах при посредничестве посла России Юрия Попова, прилетевшего утром в Тбилиси. В то же время госминистр Грузии по реинтеграции, по сути, возложил всю ответственность за происходящее на российскую сторону.



Тимур Якобашвили: Мы видим, что продолжаются попытки сорвать переговоры. Я должен сказать, что вся ответственность за нынешнее обострение в целом должна быть возложена на тех, кто все эти годы вооружал бандитские формирования, кто снабжал их оружием и артиллерией. Если переговоры не состоятся, мы поставим вопрос о роли России как миротворца и посредника.



Георгий Кобаладзе: Тем временем президент Саакашвили побывал в Горийском военном госпитале, где находятся три раненных грузинских военнослужащих, и заявил, что Грузия все еще надеется на мирные переговоры.



Михаил Саакашвили: Я уверен, что углубление конфронтации не входит в интересы России и Грузии. То, что сейчас происходит, - это результат истерической милитаризации региона, военной риторики и военной пропаганды в российских СМИ. Мы работаем на дипломатическом направлении, и я призываю Россию отозвать из Южной Осетии тех деятелей, кто направлен в регион из России для управления ситуацией. Мы должны остановить это безумие.



Данила Гальперович: Российский посол по особым поручениям Юрий Попов накануне вылетел в Тбилиси, чтобы попытаться все же свести стороны для договоренностей о прекращении огня. По словам российского дипломата, если ему не удастся организовать встречу представителей Цхинвали и Тбилиси, то он будет курсировать между двумя городами, чтобы все-таки добиться мира. В то же время МИД России в своих последних заявлениях возложил ответственность за обострение обстановки в Южной Осетии на Грузию и призвал Тбилиси прекратить военную активность. Но беда в том, что грузинские официальные лица возлагают ответственность за то же самое именно на Россию, а власти непризнанной Южной Осетии - на Грузию, и этот кризис доверия, по мнению многих наблюдателей, вряд ли может быть преодолен без участия независимых посредников.


XS
SM
MD
LG