Музей личных коллекций Музея изобразительных искусств имени Пушкина решил познакомить своих посетителей с малоизвестными работами Эдгара Дега (1834 - 1917). На выставке «В пространстве полусвета» представлены редкие книжные иллюстрации художника. Главные героини этих офортов и монотипий - завсегдатаи кафешантанов, танцовщицы и куртизанки.
В центре экспозиции, под стеклом - два превосходных коллекционных тома с золотыми обрезами. В 1930-х годах ХХ века у двух издателей, у Амбруаза Воллара и Огюста Блэзо родилась счастливая идея - проиллюстрировать роман античного автора Лукиана «Разговоры гетер» и роман современника Дега Людовика Галеви «Семья Кардиналь» гравюрами художника, более всего прославившегося своими «Голубыми танцовщицами».
Наталья Веденеева, хранитель отдела французской гравюры Музея изобразительных искусств рассказала об этих уникальных книгах: «В этих изданиях представлены неизвестные работы Дега, прежде хранившиеся в мастерской художника, а потом, после его смерти, попавшие в частные коллекции и уже позже перешедшие в музеи. К сожалению, многие монотипии Дега, оригинальные рисунки, не сохранились. В этих изданиях мы имеем возможность видеть всю серию целиком, что большая редкость и большая удача. На нашей выставке представлены как издания в виде книг, так и отдельные листы. Дело в том, что изначально эти издания готовились как книги с текстом и с иллюстрациями вне текста. Здесь на стенах мы видим - в рамках представлены работы, которые были вне текста, и переплетенные книги в витринах. Иллюстрации продавались вместе с книгами, как правило, в папках, это традиция так называемых «роскошных изданий».
![](http://gdb.rferl.org/6BA50528-CA34-4A77-88FA-EBE3092437F7_w250_s.jpg)
Наталья Веденеева рассказала о реакции современников Дега на рискованные сюжеты его работ из цикла «Пространство полусвета»: «Сам Дега, как правило, эти работы не выставлял, и их видели исключительно избранные посетители его мастерской из-за скандальности тематики, поскольку тема борделей, тема сводничества, закулисья не слишком приветствовалась. Эти работы хранились в мастерской Дега вплоть до его смерти. После смерти его брат Рене Дега уничтожил очень многие монотипии, боясь за репутацию своего брата».
Разумеется, в представленной на выставке графике Дега нет ничего порнографического. Даже полуголых, а то и вовсе нагих обитательниц борделей Дега изображал не за работой, а, также, как и балерин, – за кулисами. Скучающих и отдыхающих в ожидании клиентов.