Ссылки для упрощенного доступа

Зигмунд Дзинчоловски: "Для грузин потеря Южной Осетии и Абхазии является очень большой травмой"


Программу ведет Марина Дубовик. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.



Марина Дубовик : Сейчас в студии находится мой коллега Мумин Шакиров. Пару часов назад вы связались с независимым польским журналистом Зигмундом Дзинчоловки, который находится сейчас в Тбилиси. Вчера он посетил Гори и встречался с руководителями Грузии, теперь готов поделиться своими впечатлениями. Что происходит в самой республике в то время, как продолжается война в Южной Осетии?



Мумин Шакиров : Да, действительно Зигмунд Дзинчоловски около двух недель находится в Грузии. Он встречался с Саакашвили. Для него было полностью неожиданным то, что сначала Саакашвили говорил о приостановлении огня и о мире, а потом началось это наступление. Но мы будем говорить не об этом, а о том, что происходит вне пределов этой линии фронта, то есть в самом Тбилиси. Вчера президент Саакашвили заявил о всеобщей мобилизации. Об этом говорилось во всех телеканалах. Я задал вопрос Зигмунду, что означает всеобщая мобилизация по-грузински?



Зигмунд Дзинчоловски : С учетом опыта последних нескольких дней, я бы хотел подчеркнуть, что некоторые заявления грузинских политиков, в том числе это решение по мобилизации в Грузии, это некоторые шаги из области пиара. Попытайтесь проинтерпретировать правильно это объявление. Речь не идет о том, чтобы всех мужчин в Грузии определенного возраста немедленно вооружить, сформировать ополчение и отправить их на южноосетинский фронт. Речь идет о том, чтобы сказать России, сказать северокавказским народам – смотрите, мы готовы бороться. Это пока, на мой взгляд, некоторые пиар-заявлния, которые отлично укладываются в некоторую тактику, принятую тбилисскими властями. Мы угрожаем, а потом обещаем перемирие. Мы говорим, что мы в ответ будем бороться, но одновременно обещаем мирные переговоры. Это некоторое балансирование, это игра на двух роялях одновременно.


Нужно сказать, что здесь, в Грузии, когда вы общаетесь с грузинами, для них потери – это вопрос такой национальной самоидентичности, это вопрос самооценки, вопрос темперамента. У меня складывается впечатление, что это правда – для грузин потеря территории Южной Осетии и Абхазии является очень большой травмой. Поэтому все усилия направлены на возвращение этих территорий в Грузию. Они пользуются, конечно, поддержкой президента. Тут есть отдельные оппозиционные политики, как господин Хаиндрава, который высказался за политическое решение. Но это, скорее всего, его некоторая манифестация оппозиционных взглядов против господина Саакашвили, чем что-то конструктивное в политических реалиях современной Грузии.



Мумин Шакиров : Я также спросил Зигмунда о состоянии грузинской армии. Он посетил учения совсем недавно. Хотя он не военный эксперт, но, по крайней мере, независимый взгляд присутствует.



Зигмунд Дзинчоловски : Когда мы прилетели в Тбилиси, мы еще успели побывать на грузино-американских военных учениях, в которых присутствовали или принимали участие также подразделения из Украины, Армении и Азербайджана. Конечно, сами понимаете, что мы не имеем допуска ко всем деталям этих учений. Когда, например, нас пригласили в палату, в которой вели свои штабные учения командование, то мы ждали 20 минут, пока с их компьютеров, экранов не уберут те вещи, которые нам было не положено смотреть. Конечно, те учения, которые мы смотрели, это были элитные подразделения грузинской армии, которые справлялись с поставленной перед ней задачей вместе с американскими отлично. У американцев были подразделения, у которых был уже опыт службы в Ираке. Американские офицеры очень хвалили своих грузинских коллег.


В верхней части Кодорского ущелья, где мы встретили грузинских военных, которые, конечно, твердо утверждают, что они только лишь ведут патрульную службу. Но это крепкие, хорошо вооруженные до зубов мужчины в военной форме, которых, скорее всего, можно было бы определить, как внутренние войска. Это настоящее военное подразделение. Мне кажется, что, будучи как бы гражданским человеком все-таки, мне не так просто дать экспертную оценку, но на первый взгляд это настоящая армия. Это не как раньше какие-то плохо дисциплинированные подразделения. Эти ребята, что очень важно для всех армий всего мира, они мотивированы. Они понимают, почему они несут службу, чего от них хотят, чего они хотят, к чему стремятся. Поэтому грузинскую армию не надо недооценивать.



Мумин Шакиров : Естественно, с Зигмундом мы говорили о том, как грузинское руководство отреагировало на то, что произошло вчера после обеда, когда в Южную Осетию двинулись части и формирования 58-й армии. На что мой коллега говорил, что он беседовал с руководителями. Они, конечно, знали о том, что будет ответная реакция, и сказал, что, в общем-то, они к этому готовы, но как дальше будет продолжаться сценарий в условиях этой информационной войны очень сложно понять. Наш коллега наблюдает за ситуацией из Тбилиси, продолжает встречаться с экспертами и с простыми людьми.



XS
SM
MD
LG