Ссылки для упрощенного доступа

Мнение политиков и общественных деятелей о договоренностях об окончании военных действий в Грузии


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Андрей Шароградский : Политики и общественные деятели как российские, так и грузинские, так и в других странах сегодня высказываются по поводу договоренностей об окончании военных действий в Грузии. За тем, что говорили, по поводу документов о прекращении огня и разведении сторон следил мой московский коллега Данила Гальперович.



Данила Гальперович: В плане урегулирования в Южной Осетии после того, как его из Москвы в Тбилиси привез Николя Саркози, от шести пунктов осталось пять - по одному на каждый день войны. Слова о необходимости рассмотрения международным сообществом статуса Абхазии и Южной Осетии из документа исчезли. Впрочем, даже без этих слов грузинский политолог Иосиф Цинцадзе считает условия мира навязанными Грузии насильно.



Иосиф Цинцадзе : Дело в том, что сейчас приходится вести переговоры под дулом пистолета. Вечером приехал президент Франции и привез план из шести пунктов. Этот план уже подписан. Но опять-таки повторяю - это не мирные переговоры, это просто приказ о капитуляции. Это просто переговоры, опять скажу, под дулом пистолета. Даже вчера, когда в Тбилиси находились президенты нескольких дружественных стран, российские самолеты продолжали бомбить грузинские мирные города, которые находятся от зоны конфликта на расстоянии 120, 130, 140 километров. Какая это зона конфликта?! Я не знаю, это фарс, видимо.



Данила Гальперович: В России - наоборот, даже некоторые либеральные политики полагают, что Россия в этом конфликте многое сделала правильно, остановилась вовремя и документ согласовала вполне приличный. Такую точку зрения, в частности, высказал в эфире Радио Свобода политик Владимир Рыжков.



Владимир Рыжков : И Южная Осетия, и Абхазия, прилегающие регионы Грузии, наводнены вооруженными людьми, наводнены вооруженными формированиями. Поэтому ситуация остается крайне опасной. И сейчас требуется жесткая политическая воля руководства России, руководства Грузии, Южной Осетии и Абхазии, чтобы действительно выполнить договоренности.


Что касается самих договоренностей, я их оцениваю довольно высоко. Я считаю, что Россия приняла решение вовремя. Это абсолютно вписано в международный контекст, потому что три дня идет обсуждение на Совбезе ООН. Саркози прилетел не как частное лицо. Я помню, еще раз повторю, что он глава Франции, а Франция сейчас председательствует в Европейском Союзе. Значит, у него мандат от Европейского Союза. Одновременно с этим все задачи военные решены на сегодняшний день.



Данила Гальперович: Соединенные Штаты, в отличие от России, не настроены оптимистично. Заместитель помощника госсекретаря США Мэтью Брайза уже после одобрения соглашения обеими сторонами сказал, что Россия продолжает агрессию в отношении Грузии, и российские войска на грузинской территории убивают людей и поджигают дома. Директор российских программ Оборонного центра США Николай Злобин говорит, что отношения Москвы и Вашингтона вряд ли наладятся при нынешней администрации Соединенных Штатов.



Николай Злобин : Я думаю, что в краткосрочной перспективе отношения резко ухудшатся. Администрация Буша, которая вложилась так много, сильно и глубоко в режим Саакашвили, отношения с Россией уже улучшить просто нельзя. Но надо понимать, что в значительной степени то, что произошло в Южной Осетии, это была попытка Саакашвили привлечь внимание к себе со стороны американского истеблишмента и доказать, что он нужен Америке, как очень важный, эффективный антироссийский рычаг. И вот сегодня очень важно посмотреть на динамику американской элиты, настроения в американской элите. Многие сегодня отказываются от такой роли Грузии в регионе. Я думаю, что у России есть шансы сегодня начать работать с определенными сегментами российско-американской политической элиты, пытаясь объяснить свою ситуацию, и попытаться хотя бы не довести российско-американские отношения до настоящей "холодной войны" из-за Грузии.



Данила Гальперович: Николя Саркози, как нынешний председатель Евросоюза, может отмечать внешнеполитический успех, и этот успех - реальный, считает эксперт Совета по внешней политике Германии Александр Рар.



Александр Рар : Европа просто вздохнула от облегчения, что мирный договор хотя бы достигнут. Пять дне после взрыва на Кавказе, а после начала войны многие боялись, что военные действия будут длиться долго, что Россия вообще станет какой-то новой оккупационной державой на Южном Кавказе. Но этого не произошло. Я думаю, что Россия сама поняла, что ей нечего дальше провоцировать Запад. Я думаю, что тот факт, что Москва и Тбилиси договорились подписать этот документ, это свидетельствует о том, что и Европейский Союз... Я должен сказать, слава богу, что он нашел возможность, политическую волю вмешаться в этот конфликт как посредник. Французская сторона, я думаю, в очень трудных переговорах и с Москвой, и с Тбилиси смогла где-то вырулить ситуацию на этот компромисс. Правда, это действительно пока что примирение. Я думаю, что настоящие конфликты еще впереди, правда, не в военном плане, но в плане того, как будет на самом деле складываться ситуация внутри Грузии.



Данила Гальперович: Но как же быть со статусом двух грузинских территорий, стремящихся отделиться? Немецкий эксперт полагает, что теперь вопрос о Южной Осетии и Абхазии будет тесно связан с дискуссией о будущих отношениях с Россией, которая пойдет в Евросоюзе.



Александр Рар : Это будут главные баталии внутри Европейского Союза, внутри НАТО, внутри всего НАТО. Есть две точки зрения, мне кажется, которые будут достаточно ясно обсуждаться, которые могут где-то соперничать друг с другом. Одна точка зрения, что Грузия и Украина и не должны вступить в НАТО, что нужно находить новые возможности создания, может быть, новой Грузии не на базе национального государства грузин, а все-таки находить новые формы, может быть, конфедерации, в которой и Грузия, и Южная Осетия, и Абхазия могли бы вместе сосуществовать. Такие примеры есть. Например, на Балканах в Боснии и Герцеговине и других местах мира. Но есть и другая точка зрения, что нужно Украину, Грузию и Азербайджан немедленно принимать в НАТО. Надо реформировать НАТО в новый инструмент сдерживания России и, действительно, делать все для того, чтобы укреплять суверенитет Грузии, создавать новые условия для вхождения Абхазии и Южной Осетии в грузинское национальное и центристское государство.



Данила Гальперович: Между тем на территории, затронутой конфликтом, мирные жители продолжают страдать. По рассказам правозащитников, южноосетинские ополченцы, словно и не слышав о соглашении, заходили в грузинские села Южной Осетии и устанавливали над ними свой контроль. Война, как и всякая по-настоящему тяжелая вещь, останавливается медленно.



XS
SM
MD
LG