Ссылки для упрощенного доступа

Президент Эстонии: действия России сломали все мироустройство


Г-н Ильвес (первый слева) составил кампанию немногим коллегам из стран Восточной Европы, поспешившим в Тбилиси лично поддержать Михаила Саакашвили
Г-н Ильвес (первый слева) составил кампанию немногим коллегам из стран Восточной Европы, поспешившим в Тбилиси лично поддержать Михаила Саакашвили

Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес является одним из самых стойких союзников Грузии в ее нынешнем противостоянии с северным соседом. Эту свою позицию он объяснил РС.


- Вы прибыли в Тбилиси в разгар кризиса, чтобы продемонстрировать солидарность с Грузией. Чем вам там близки проблемы этой страны?


- Главный принцип, который был поставлен во главу угла после падения коммунизма и Советского Союза, был следующим: что бы ни случилось в России, она никогда не вернется к старым методам, в частности, к вторжению в другие страны. Это базовое предположение, на котором строится все, что мы делаем, все планирование НАТО, абсолютно все. И вот этот принцип рухнул, и, как мне кажется, потребуется целое поколение, чтобы вернуться к той точке, к началу августа, когда мы думали, что никогда больше не увидим вторжения со стороны России.


- Многие жители Грузии выражали разочарование тем, что Запад не предложил им большую помощь в самый разгар войны…


- Я слышал это. Тут работает целый ряд факторов. Первый. К сожалению, Грузии не предложили участия в плане действий по подготовке к членству в НАТО на саммите организации в Бухаресте. Я говорил это тогда, говорю это и сейчас – это решение стало бы сигналом того, что мы намерены предпринять в отношении Грузии. Сейчас те, кто блокировал тогда это решение, должны нести определенную ответственность за то, что происходит. Другой фактор, как мне кажется, состоит в том, что Запад очень медленно реагирует. То, что произошло, оставляет очень мало времени на размышления. Как только до Запада доходит что же все-таки происходит, он действует гораздо быстрее. Если посмотреть на нынешнюю реакцию США, то она была сильной. Они, как и мы, были просто потрясены тем, что произошло, и до всех дошло, что парадигма системы международных отношений изменилась полностью.


- Поддержанный Францией план примирения сторон включает неприменение силы в будущем и отвод войск на позиции, предшествующие началу конфликта. Является ли это достаточным для начала нормализации и возвращения к переговорам по решению судьбы грузинских автономий?


- Если во вторжении участвовало 10 тысяч солдат и тысяча танков, а затем их следует выводить на старые рубежи со всеми вооружениями и инфраструктурой, думаю, эти принципы работают не очень хорошо. Условия должны быть более конкретными. Войска должны покинуть территорию Грузии, и мы должны обеспечить территориальную целостность этой страны.


XS
SM
MD
LG