Ссылки для упрощенного доступа

В Цхинвали возвращаются беженцы


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Олег Кусов и Георгий Кобаладзе.



Александр Гостев: По данным властей Южной Осетии, в Цхинвали возвращаются беженцы, в городе начинают восстанавливать инфраструктуру. Как сообщили в штабе по ликвидации последствий конфликта, в Южную Осетию вернулись уже более 12 тысяч человек. Ранее российские власти сообщали, что в результате конфликта беженцами стали более 30 тысяч. И с нами на связи из столицы Северной Осетии, куда также прибывают беженцы, корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.


Олег, вам слово.



Олег Кусов: Я нахожусь на Транскавказской автомагистрали, которая соединяет Северную и Южную Осетию. И я наблюдаю, как беженцы перебираются одни из Южной в Северную Осетию, а другие, наоборот, как вы уже сказали, действительно, из Северной в Южную. Я пообщался с представителями МЧС Северной Осетии, и они подтвердили информацию, что около 12 тысяч человек, по их сведениям, вернулись в Южную Осетию и с помощью представителей МЧС занимаются восстановлением своих домов.


Что сегодня происходит в Цхинвали? Там закончена боевая операция, но угроза городу остается со стороны очень серьезной экологической обстановки. Городу угрожают эпидемии, поскольку трупы еще не все убраны с улиц города, очень много крыс, которые разносят заразу. Работы хватает.


Беженцы в Северной Осетии по-прежнему обустраиваются, размещаются во временных пунктах. Я посетил три из них - это пансионат "Алагир" и алагирский временный пункт для беженцев, а также монастырь православный, где тоже нашли приют многие беженцы. Они отмечают, что условия им создаются, но почти все, с кем я разговаривал, хотят вернуться назад, в Цхинвали, и буквально ждут того часа, когда им это сделать разрешат. На дороге еще много военной техники, и я думаю, что места для гражданского транспорта еще мало на Транскавказской магистрали. Это что касается беженцев – южных осетин.


Мне также рассказали, что из Южной Осетии ушли все грузинские жители, а это тоже очень много, десятки тысяч человек. И в отличие от южных осетин, ни один из них не вернулся в свои села. И когда я разговаривал с южными осетинами, они пока не представляют, как они вместе будут теперь жить с грузинами. Все отмечают, что конфликт углубился.


Побывав в православном монастыре вблизи Алагира, пообщавшись с беженцами, действительно понимаешь трагедию этих людей. И в Северной Осетии нет равнодушных к их беде людей. Я пообщался с настоятельницей женского монастыря, матушкой Нонной, которая и рассказала о том, как они приняли беженцев.



Настоятельница монастыря: В общей сложности беженцев - около 60 человек, 50-60. Все время количество меняется, потому что одни уезжают, другие прибывают. В основном это женщины и дети маленького возраста, от месяца до 12 лет. Мы сейчас их принимаем в реабилитационном центре, который был построен для детей Беслана, и теперь мы вынужденно принимаем там уже детей, пострадавших в городе Цхинвали. Также беженцы располагаются внутри самого монастыря, во всех служебных помещениях. Мы принимаем независимо от вероисповедания, мы принимаем пострадавших людей, и законы христианские распространяются абсолютно на все человечество. Беженцы будут находиться в монастыре столько, сколько потребуется, то есть до тех пор, пока они не определятся со своим местоположением, нахождением. Мы готовы принимать людей столько, сколько нужно, и по количеству, и на время. Тем более что монастырь в дни трагедии пропустил через себя в буквально смысле тысячи людей.



Александр Гостев: Спасибо большое, Олег.


В продолжение темы. Российские военные сообщили, что передали контроль над грузинским городом Гори правоохранительным органам Грузии. Сообщается, что российские войска полностью покинут этот район через 2-3 дня, хотя, по самым последним сообщениям, в окрестностях города Гори наблюдается непонятный дым и слышны взрывы.


О военной ситуации на этот час рассказывает наш тбилисский корреспондент.



Георгий Кобаладзе: В ночь на четверг грузинская и российская стороны достигли договоренности о постепенном выводе российских войск из Гори, в самом центре Грузии. Переговоры вели секретарь Совета национальной безопасности Александр Ломая и командующий частями Воздушно-десантных войск России Вячеслав Баранов. Генерал Баранов подтвердил, что лично проинспектировал город Гори, не заметил особых разрушений и высказал мнение, что мирное население Гори может начать налаживать нормальную жизнь.



Вячеслав Баранов: Местная полиция сейчас вернется, с ними проведут работу. Мы приступаем к совместному патрулированию российских войск и Грузинской полиции. На каждом блокпосту вокруг города будет находиться полицейский пост грузин. Все здания в городе целы. Даже свет есть везде и вода. Я проехал весь город на машине один. Конечно, тоже немного боялся, но я поехал без оружия. Заехал - властей не было. Мы позвонили в Тбилиси, попросили назначить власти. Я от лица командования вооруженных сил заявляю, что люди могут приезжать и начинать налаживать нормальную жизнь.



Георгий Кобаладзе: Заявил российский генерал у въезда в город Гори.


Тем не менее, по свидетельству очевидцев, российские войска по-прежнему контролируют въезд в город, а значит, единственная автотрасса, соединяющая восток страны с черноморским побережьем, перекрыта.


По сообщениям из портового города Поти, российские военные вновь вошли в порт и контролируют административные здания.


В Сенаки, на военной базе, военнослужащие приступили к планомерному уничтожению опустевших зданий с квартирами офицеров. С военной базы уже вывезено все вооружение, а также имущество и отправлено в сторону Абхазии. Аналогичная ситуация в Зугдиди. Администрации перечисленных городов фактически не имеют возможности функционировать.


Министерство юстиции Грузии сообщило, что, воспользовавшись общей ситуацией, из Хонской колонии на западе страны сбежали сотни заключенных.


XS
SM
MD
LG