Ссылки для упрощенного доступа

Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес поддерживает независимость Грузии


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимал участие корреспондент Радио Свобода Кирилл Кобрин.



Дмитрий Волчек: Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес был одним из пяти глав государств, которые во вторник прилетели в Тбилиси, чтобы выразить поддержку независимости Грузии. Сегодня он дал эксклюзивное интервью Радио Свобода.



Кирилл Кобрин: Вы совершили внезапную поездку в Тбилиси, чтобы продемонстрировать солидарность с Грузией в момент кризиса. Почему вы почувствовали себя столь вовлеченным в грузинские проблемы?



Тоомас Хендрик Ильвес: На уровне реальной политики, главный принцип, который был поставлен во главу угла после падения коммунизма и Советского Союза, принцип, на котором основывалось любое устройство – назовем его устройством мира после 1991 года – был следующим: что бы ни случилось внутри России, она никогда не вернется к старым методам, в частности, к вторжениям в другие страны. Это базовое предположение, на котором строится все, что мы делаем, все планирование НАТО, все, абсолютно все. И вот этот принцип рухнул, и, как мне кажется, потребуется целое поколение, чтобы вернуться к той точке, к началу августа, когда мы думали – окей, мы можем использовать любую риторику, но мы никогда не увидим вторжения со стороны России.



Кирилл Кобрин: Многие жители Грузии выражали разочарование тем, что Запад не предложил им большую помощь в ходе, так сказать, горячей стадии конфликта. Вы что-то подобное слышали, когда были в Тбилиси?



Тоомас Хендрик Ильвес: Я слышал это. Тут работает целый ряд факторов. Первый. К сожалению, Грузии не предложили участия в плане действий по подготовке к членству в НАТО на саммите организации в Бухаресте. Я говорил это тогда, говорю это и сейчас: это решение стало бы сигналом того, что мы намерены предпринять в отношении Грузии. Сейчас те, кто блокировал тогда это решение, должны нести определенную ответственность за то, что происходит. Другой фактор, как мне кажется, это то, что Запад очень медленно реагирует. То, что произошло, оставляет очень мало времени на размышления. Как только до Запада доходит что же, все-таки, происходит, он действует гораздо быстрее. Если посмотреть на нынешнюю реакцию США, то она была сильной. Они, как и мы, были просто потрясены тем, что произошло, и до всех дошло, что парадигма системы международных отношений изменилась полностью.



Кирилл Кобрин: План, который поддержала Франция, состоит из пяти пунктов, включая неприменение силы в будущем и вывод войск на позиции, предшествующие началу конфликта. Является ли это достаточной точкой отсчета для начала нормализации и возвращения к переговорам по поводу замороженных конфликтов на территории Грузии? Или в ы считаете, что нужны и иные условия?



Тоомас Хендрик Ильвес: Если во вторжении участвовало 10 тысяч солдат и тысяча танков, а затем их следует выводить на старые рубежи со всеми вооружениями и инфраструктурой, думаю, эти принципы работают не очень хорошо. Условия должны быть более конкретными. Войска должны покинуть территорию Грузии, и мы должны обеспечить территориальную целостность этой страны.



Кирилл Кобрин: Сказал в интервью Радио Свобода президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес.


XS
SM
MD
LG