Ссылки для упрощенного доступа

В Северной и Южной Осетии второй день национального траура


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.



Дмитрий Волчек: Специальный корреспондент нашей радиостанции Олег Кусов работает в Северной Осетии, он встретился с беженцами из зоны конфликта.



Олег Кусов: В Северной и Южной Осетии сегодня был второй день национального траура. Люди в заботах о беженцах. В пансионат Алагир беженцы прибывали с первого дня вооруженного конфликта. Сегодня многие из них уже пытаются вернуться домой. Я поговорил с беженкой из Цхилвани Розой Царгасовой.



Роза Царгасова: Я к дочке в деревню поехала, хотела там переночевать, но они нам не дали, начали стрельбу. И мы спустились в подвал и всю ночь там провели. А у меня дочка в положении. Мы все в подвале сидели. Утром нам позвонили и говорят: «Спасайтесь, кто как может, танки заняли село Хетагурово». Ну, мы выбежали на улицу, естественно, все в панике. Нам, видимо, еще повезло, что в сторону Цхинвали направились вчетвером. Мы позвонили там, чтобы нас встретили на машине. Там стрельбы не было сначала, вроде тихо было. В сторону Цхинвале побежали, нас встретили на машине и привезли в город. И как только зашли, присели – и началась стрельба с большого орудия. Это было утром рано-рано. Спустились опять же в подвал и трое суток там просидели, в темноте, без воды, без хлеба, без ничего. Там четырехмесячный ребенок, беременная женщина, старики, дети. И вот так промучились четверо суток, света не видели, вот так сидели. И стреляли из крупных орудий. Потом вроде кто-то прибежал из другого корпуса, нам сказали, что коридор откроется, и спасайтесь, как можете.



Олег Кусов: Вышли как вы?



Роза Царгасова: Утром, когда рассвело, мы выбежали, ни документов не было, ничего, так вот, как были, так и убежали. Собрались у гостиницы «Алания». Когда выбежали, увидели страшное что-то: все дома разрушены, горят, школы горят. Нас вывезли, кто как мог, там и колонна была – вывозили людей, и на частных автомобилях. До Джавы нас довезли, а потом автобусы нас встретили из Владикавказа и вывезли нас оттуда.



Олег Кусов: Роза, видимо о будущем думаете.



Роза Царгасова: Сейчас нас направляют куда-то, но я не знаю, мы все равно, наверное, поедем в свой родной город, хоть какой. Хотя там дома разрушены, все построим, в сарае будем жить и помогать своим ребятам.



Олег Кусов: Это была беженка из Цхинвали Роза Царгасова.


Представитель МЧС Северной Осетии Владимир Иванов подтвердил информацию о том, что около 12 тысяч южноосетинских беженцев вернулись домой.



Владимир Иванов: Судя по сведениям с пограничного поста Нижний Зарамак, такая миграционная волна была в пределах 31-33 тысяч. Но сейчас уже, опять-таки руководствуясь этими данными, мы можем сказать, что в Южную Осетию с территории Северной Осетии, Российской Федерации, уже возвратились около 12 тысяч человек. Гуманитарная операция шла параллельно с войсковой, но поскольку о прекращении войсковой операции уже заявил наш президент, гуманитарная операция не только продолжается, но и набирает обороны. У нас каждый день в 5 утра выходит очередная гуманитарная колонна МЧС, сборная, - продукты питания, стройматериалы, необходимое технологическое, медицинское оборудование, - для того чтобы наиболее интенсивно организовать работа по восстановлению Цхинвали, разрушенных сел, по обеспечению жителей пострадавших питанием, необходимым вещевым довольствием, то есть всеми этими вопросами.


Запитаны несколько скважин для забора воды, водоснабжение, можно сказать, уже налаживается. 44 генератора мы уже туда перетащили, для того чтобы запитать какие-то мощности. В том числе, кстати, полиграфические мощности для выпуска газеты, чтобы информационный вакуум, как говорится, прекратить. Ну, и на последнем совещании шла речь, уже туда сегодня ушло 120 километров кабеля для восстановления электроснабжения. То есть все эти работы в комплексе проводятся и отслеживаются руководителем федерального штаба оперативного Сергеем Кужугетовичем Шойгу, который находится во Владикавказе и постоянно в режиме видеоконференций связывается с Цхинвали, с Москвой, с федеральными министрами. Вот сегодня Голикова приехала к нам.



Олег Кусов: Говорил представитель МЧС Северной Осетии Владимир Иванов.


Рядом с пансионатом «Алагир» находится православный женский монастырь. Его настоятельница матушка Нонна рассказала о том, как монастырь помогает беженцам.



Настоятельница монастыря: Сейчас в монастыре находятся около 50 беженцев. Количество все время меняется, было больше, сейчас уже потихоньку перераспределяются люди. В основном это женщины и дети. Мы сначала принимали всю помощь именно для них. После того, как всем необходимым их обеспечили, стали помогать другим пунктам, поскольку, например, только церковь предоставила 30 тонн гуманитарной помощи, буквально на второй день привезли. Поэтому сейчас очень большой поток людей, которые привозят вещи, продукты, все самое необходимое, звонят, спрашивают. Я понимаю, что у людей огромное доверие к монастырю в отношении того, что все, что они хотят доставить для беженцев, оно будет доставлено. Поэтому мы сейчас очень усердно занимаемся тем, что перераспределяем всю помощь, которая поступает в монастырь.


В самом начале были такие усердные бомбардировки, обстрелы Цхинвали, после чего люди стали выезжать. Мы посчитали своим долгом в первую очередь и по благословению нашего владыки Феофана организовать кормление людей у ворот монастыря. И это длилось практически все это время до окончания операции.



Олег Кусов: Работали круглые сутки.



Настоятельница монастыря: Да, круглые сутки, сестры практически не спали. Были случаи, когда беженцев привозили уже после открытия пунктов приема беженцев, автобусы приезжали поздно ночью, ехать им было некуда, и был такой случай, когда мы просто реально 30 человек устраивали в три часа ночи. Если раньше это были женщины и дети, то сейчас это уже глубокие старики, которым я просто не знаю, как смотреть в глаза. После того, как они прожили свою жизнь, построили дом, теперь им надо ехать в 70-80 лет неизвестно куда и непонятно, с чего и как начинать. Мы находимся в постоянном контакте и с местными властями, и с федеральными, и с различными организациями, которые отвечают за помощь людям. Стараемся никому не мешать, стараемся никому не быть обузой, потому что поток беженцев был настолько велик, что практически все захлебывались. В этом.


Я бы хотела сказать еще о том, что поступила мне информация, что архиепископ, владыка наш Феофан Ставропольский и Владикавказский организовал 10 мест на полный пансион для детей-сирот. То есть этих детей возьмут, их вырастят, их обеспечат квартирами. То есть такая программа на 10 человек уже есть.



Олег Кусов: Говорила настоятельница женского православного монастыря в Алагире матушка Нонна.


XS
SM
MD
LG