Ссылки для упрощенного доступа

Политолог Андрей Федоров: Грузия будет принята в программу приобретения членства НАТО


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Ольга Вахоничева.



Сергей Тарасов: Военные действия между Грузией и Южной Осетией приостановлены. Официально стороны договорились о прекращении огня. Как говорят эксперты-международники, «обстановка относительно стабильная». А вот дипломатическое противостояние продолжается. «Эта стадия урегулирования конфликта различными сторонами уже более сложная, более запутанная и, надо сказать, более проблематичная в плане решения», - считает генеральный директор фонда «Центр политических исследований и консалтинга», в прошлом - с октября 1990-го по октябрь 1991-го - заместитель министра иностранных дел России Андрей Федоров. Подробности в интервью политолога корреспонденту Радио Свобода Ольге Вахоничевой.



Ольга Вахоничева: Насколько велика роль дипломатии в урегулировании международных споров, в частности, военного грузино-осетинского конфликта?



Андрей Федоров: Она огромная, потому что других механизмов просто нет. То есть сейчас только через дипломатов можно более или менее договориться в течение определенного времени на какое-то транзитное решение хотя бы.



Ольга Вахоничева: А каким образом это должно происходить? Заседание Совбеза можно условно считать дипломатической капитуляцией, то, что сейчас происходит?



Андрей Федоров: Дело в том, что Совбез, конечно, оказался загнан в такой угол политический, что не в состоянии был принять какого-то более или менее приемлемого решения. И сейчас, конечно, вопрос не о Собезе идет, а о более широком механизме, более многогранном механизме решения данного вопроса, что будет включать в себя и Совбез, и Европейский союз, и переговоры между Россией и Грузией, и всякие, так сказать, теневые переговоры с участием Абхазии и Южной Осетии.



Ольга Вахоничева: А как вы оцениваете роль Николя Саркози?



Андрей Федоров: Николя Саркози на самом деле просто зафиксировал, с моей точки зрения, то, к чему уже шло все. Просто, с точки зрения практической, он выступил тем самым посредником, который воспринимался обеими сторонами. А таких посредников в данном случае мало. Это Саркози, Меркель, может быть, еще один-два человека.



Ольга Вахоничева: Международное присутствие в Абхазии и Южной Осетии как-то поможет избежать провокаций с любой стороны конфликта?



Андрей Федоров: Международное присутствие в том же Ливане никогда не помогало. То есть оно было, да, оно сдерживало, но конфликт там, взрывы были. Дело в том, что сам конфликт настолько глубок, что даже международное присутствие не может быть барьером, оно будет только сдерживающим фактором и не более.



Ольга Вахоничева: А как вы думаете, проявит НАТО активность в решении этого политического конфликта?



Андрей Федоров: Безусловно. Но я думаю, что самое важное, что сделает НАТО, это, конечно, будет решение в декабре о том, что Грузия будет принята в программу приобретения членства. Со стороны России доверие к ОБСЕ в последнее время значительно утрачено. Европейский союз - да, он сейчас принимает важные шаги, но это тоже специфика очень большая: ни Россия, ни Грузия не являются членами Европейского союза. К тому же он больше играет посреднические функции, нежели функции договорные.



Ольга Вахоничева: Можно ли предположить, как в дальнейшем будет развиваться дипломатическая ситуация?



Андрей Федоров: Я думаю, что сейчас начнется первая, самая важная стадия, это война за повестку дня в переговорах, война за первоочередность обсуждения тех или иных вопросов в повестке дня, кто будет участвовать в переговорах, будут ли там присутствовать прямо Южная Осетия, Абхазия и так далее. Вот это сейчас самое главное.


XS
SM
MD
LG