Ссылки для упрощенного доступа

Информационная война между Грузией и Россией


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Елена Фанайлова.



Андрей Шароградский : Ежедневные нападения на журналистов в зоне российско-грузинского конфликта стали исчисляться десятками, сообщает директор Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов. С ним разговаривала наш корреспондент Елена Фанайлова.



Елена Фанайлова: На портале YouTube уже появился репортаж турецкого канала NTV о том, как была задержана съемочная группа канала на подступах к Гори. По машине стреляли, журналистов заставили выйти и поднять руки, вооруженные люди в камуфляже отбирают у них аппаратуру, а затем и автомобиль. Камера все это фиксирует, потому что была включена до задержания. Сегодняшние сообщения Олега Панфилова напоминают тот же сценарий.



Олег Панфилов: Сегодня уже было несколько случаев задержания и ограбления журналистов. Вначале (это было примерно в 10:30 утра недалеко от Гори) была задержана известная грузинская журналистка Маргарита Ахвледиани, которая ехала на своем джипе в сторону Гори. Ее задержали осетинские сепаратисты. От них сейчас больше всего исходит угроза мирному населению и журналистам. Это люди, которые одеты в камуфлированную форму с белыми повязками на рукаве. Именно они останавливают журналистов, бьют их, угрожают им оружием, стреляют в их сторону, отбирают оборудование, отбирают машины, прежде всего. Особенно им нравятся хорошие дорогие машины. У Маргариты Ахвледиани был хороший джип, который им понравился. Они выстрелами остановили эту машину, выкинули ее из машины, сели и уехали. В машине осталась видеокамера, документы и мобильный телефон.


Спустя полтора часа мы получили информацию о том, что в Поти российские военные задержали двух журналистов агентства "Рейтерс" и турецкого журналиста. И вот только что пришла информация о задержании в Гори журналиста Лаши Бирулава. Пока мы не знаем никаких подробностей. Будем сейчас выяснять.


Похоже, что российские формирования, в числе которых и вот эти осетинские формирования, начали тотальную войну против журналистов. Уже третий или четвертый день мы отмечаем с десяток случаев ежедневно. Я уж не говорю о мелких стычках, о ругани, об угрозах и так далее. Вот этот военный конфликт превратился в самую большую беду для журналистов. Я не помню такого региона в мире, где так бы много было случаев такого отношения - преследование журналистов.



Елена Фанайлова: Олег, насколько я понимаю, первые пострадавшие журналисты, я имею в виду российскую съемочную группу "Вестей", журналиста «Комсомольской правды» Александра Коца и погибших граждан Грузии Александра Климчука и Гигу Чихладзе, - это события на территории Южной Осетии. Российские журналисты тогда попали под обстрел грузинских военных, когда шли вместе с российской военной колонной. Сейчас все нападения на журналистов, ранения журналистов происходят, в основном, в районе Гори, на подступах к Гори, когда грузинские и иностранные журналисты пытаются освещать пребывание российских военных там. Я правильно вас понимаю?



Олег Панфилов: Да, абсолютно. Гибель журналистов и первые проблемы журналистов, ранения первые два дня - это все происходило во время военных действий, когда журналисты никак не защищены, кроме бронежилетов, кроме касок. И остаться в живых - это чудо.


Что касается нынешних случаев, то это абсолютное беззаконие, потому что формально нет военных действий. Все отрицают, что это война. Российские военные придумывают всякие красивые слова о том, что они проводят операцию по поддержанию мира. Поэтому все, что происходит с журналистами, это просто беспредел такой. Более жесткого жаргонного словечка я не смогу придумать. Потому что когда видишь в репортаже телевидения "Рустави-2" пьяного военного, говорящего по-осетински, а потом говорящего матом и наставляющего пистолет на телеоператора, иначе это просто трудно объяснить. Это, скорее всего, такая, во-первых, месть журналистам за то, что они вообще появились там, а, во-вторых, это, простите за напоминание, такое понимание путинской демократии.



Елена Фанайлова: Похоже, как вошедшие в Грузию военные относятся к мирному населению, они точно таким же образом относятся и к журналистам?



Олег Панфилов: Да, абсолютно. Точно так же, как обычных людей, которые проезжают по дороге, они точно также останавливают, точно также грабят, точно также отбирают машины. Но сейчас, нужно сказать, что грузинские журналисты делают такие репортажи, в которых показывается, как солдаты носят в карманах золотые вилки и ложки, где-то ограбленные; когда снимается момент ограбления банка, камера слежения фиксирует, как люди в камуфляже и с белыми повязками на руках входят в банк, взламывают дверь и уносят оттуда компьютеры. Мы сейчас видим многое из того, что хотели бы скрыть и российские военные, и осетинские формирования. Наверное, их злость именно от этого.



Елена Фанайлова: На меня большое впечатление произвел уже выложенный в YouTube (и показанный, кстати, по российским каналам) репортаж корреспондента Общественного вещания Тамар Урушадзе с окраины Гори, во время которого ее ранили в левую руку. Она охнула, ушла из кадра, оператор не перестал работать, зрители видят, как ее бинтуют, и она показывает предполагаемое направление, откуда стреляли. Это произошло вчера.



Олег Панфилов: Я думаю, что это случай из того же ряда. Я думаю, конечно, что это был не снайпер, а кто-то издалека стрелял в нее, потому что, если бы это был снайпер, ее бы наверняка убили бы. Пуля, скорее всего, по касательной шла.



Елена Фанайлова: Сейчас YouTube и Интернет становятся альтернативной возможностью получить какую-то достоверную информацию, репортерскую информацию с места событий?



Олег Панфилов: Абсолютная правда. К сожалению, в информационной блокаде, в которой находится зона конфликта, люди, живущие в России, могут видеть только репортажи российского телевидения. Я, например, сегодня утром и вчера вечером смотрел эти репортажи, и поражался тому, как нелепо они сделаны. Например, репортаж о том, как российские военные вывезли 17 русских, живущих в Зугдиди, на территорию Абхазии, и теперь говорят, что этих русских преследовали грузины за все время, пока они там жили. Это нелепость, которую очень трудно придумать здравыми мозгами. Потому что в Грузии никогда не было отношения к русским, какое представляют эти пропагандисты.



XS
SM
MD
LG