Ссылки для упрощенного доступа

В Чехии вспоминают о событиях августа 1968 года


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Праге Владимир Ведрашко.



Евгения Назарец: В эти дни в Чехии вспоминают о событиях августа 1968 года. 40 лет назад Политбюро ЦК КПСС приняло окончательное решение о вводе войск в Чехословакию. Советских правителей не устраивал новый курс властей страны на большую самостоятельность от социалистического лагеря, который проводил Александр Дубчек, пришедший к руководству Компартии Чехословакии весной 1968 года. Политическая оттепель и либерализация жизни внутри страны, которую начали Дубчек и его соратники, получила название "пражской весны". Соцлагерь несколько месяцев напряженно наблюдал за происходящих в Чехословакии, оглядываясь на реакцию СССР. И вот 18 августа 1968 года решение ЦК КПСС о вводе войск в Чехословакию было одобрено на совещании руководителей стран Варшавского договора в Москве. Именно 18 августа была определена дата старта операции "Дунай". В ночь с 20 на 21 августа 24 дивизии СССР, Польши, ГДР, Венгрии и Болгарии вошли в Чехословакию.



Владимир Ведрашко : В августе 1968 года периоду либеральных реформ в Чехословакии, общественных дискуссий, поискам социализма "человеческим лицом" был положен конец. Коммунистические руководители в Москве, Варшаве, Будапеште, Берлине, Софии не хотели и слышать ни о каком человеческом лице. "Пражская весна" - вредные фантазии, ее ростки подлежали ликвидации.


Послушайте хронику 40-летней давности, которая звучала на волнах Радио Свобода из Мюнхена.



Диктор: 20 августа около 23 часов войска Советского Союза, Польской народной республики, ГДР и Венгрии перешли границу Чехословацкой республики и оккупировали всю страну. Утром того же дня произошло первое столкновение оккупационных войск с мирным населением города. Здание пражской радиостанции было занято советскими войсками. В тот же день на территории Чехословакии вступили в действие 12 подпольных радиостанций, информировавших население страны о ходе событий. Кроме того, станции передают обращение на русском, болгарском, венгерском и других языках, призывая солдат и офицеров оккупационных войск не участвовать в позорном деле агрессоров.



Диктор: В первый же день по всей стране возникло стихийное сопротивление населения оккупантам. На улицах Праги были подожжены два советских танка, два грузовика с боеприпасами. По сообщениям пражского радио, к концу первого дня интервенции на улицах Праги оккупантами было убито 4 и ранено 180 человек из числа мирного населения. В Братиславе был убит и ранены трое. В Кошице убит 17-летний парень и ранены трое, выстрелами войск по толпе школьников были ранены двое детей. В городе Либерец во время столкновения между безоружным населением и оккупационными войсками было убито 6 и ранено 47 граждан. В Кошице было убито 10 человек, многие ранены огнем подразделений советских войск.



Диктор: Прага провела неспокойную ночь с 21 на 22 августа. Оккупанты ввели комендантский час с полуночи до пяти часов утра. В течение ночи в Прагу прибыли новые подкрепления советских танков, улицы города были заняты советскими войсками. В результате перестрелки было повреждено здание больницы. Беспрерывная стрельба велась также в течение первой ночи оккупации в Острове, Братиславе и других городах страны.



Владимир Ведрашко : Рассказывает Винек Шилган - в августе 1968 года член руководства Компартии Чехословакии.



Винек Шилган: Я сам так и не понял, откуда взялось это мнение, что они как будто бы гарантируют развитие мира. Откуда взялось это, я бы сказал, нахальство прямо, что я смогу в ваш дом войти и вам сказать, как вы будете жить? И вдруг 21 августа вся страна, мы проснулись утром - и на улицах видим танки, видим сотни, тысячи солдат не в наших формах.



Владимир Ведрашко : Спустя несколько десятилетий после вторжения один из командовавших тогда советскими войсками генерал Александр Майоров рассказывал.



Александр Майоров: Если в 1945 году нас приветствовали, то когда мы входили 21 августа приветствия не звучали. А кое-где и стычки были.



Владимир Ведрашко : И снова - фрагменты исторической хроники.



Диктор: В Праге советские войска заняли центральную телефонную радиостанцию. У населения отбирают радиоприемники, транзисторы. Но передачи подпольных радиостанций прекратить оккупантам не удалось.



Диктор: В передаче радиостанции города Готвальд сообщается, что толпа чехословацких детей встретила оккупационные части войск камнями. Выстрелами войск по толпе было ранено двое детей школьного возраста.



Владимир Ведрашко : Чехи избрали в основном пассивные методы сопротивления, поэтому и счет жертв сопротивления оккупантам идет на десятки, а не на тысячи. Вот воспоминания жившего тогда в Праге и затем уехавшего во Францию артиста Дмитрия Рафальского.



Дмитрий Рафальский : У нас была целая группа - разные артисты из культурного дома в Карлине. В подвале там записывали, передавали. Целая группа без оружия, но оборонялись как-то. Здание радио, которое здесь, на Виноградах, здесь передавать не могли даже чехи. Но были какие-то старые кабели в Растиварж, и оттуда передавало чешское радио по старым каким-то линиям, так что все-таки передавать чехи могли. Я выдумал такую частушку, под гармошку и под гитару, я не помню:


Вы, советские солдаты,


Убиваете детей.


Как ни странно, мы не рады.


Убирайтесь поскорей!


Я вам скажу один секрет:


Контрреволюции здесь нет.


Я вам скажу секрет другой:


Убирайтесь вы домой! Вот такую частушку я, например, передал. И на улице по-русски нельзя было говорить, потому что это создало ненависть по отношению к русским. Так что, действительно, нужно было быть тише воды, ниже травы здесь тем, которые остались.



Владимир Ведрашко : Советская оккупация Чехословакии продлилась два десятилетия. В 1989 году, как карточный домик, рассыпался весь социалистический блок. Коммунизм, сохранить который Москва пыталась всей своей военной мощью и ценой неизмеримых страданий целого поколения чехов и словаков, ушел в одночасье. Командовавший группой советских войск в Чехословакии генерал Майоров.



Александр Майоров : Это была история, канула в вечность. Но уроки чехословацких событий, к великому сожалению, они не пошли впрок ни нашему политическому руководству, ни, очевидно, другим политическим деятелям.


XS
SM
MD
LG