Несмотря на многочисленные праздники, прославляющие семейные ценности, молодым семьям в Петербурге жить по-прежнему нелегко. Одним из самых серьезных препятствий для создания полноценной семьи и, очень часто, для рождения первого или второго ребенка является жилищная проблема. Сейчас в городе начинают появляться люди, которые пытаются решить эту проблему по-новому.
Несмотря на бодрые рапорты чиновников о росте средней зарплаты, доходы большинства граждан продолжают пребывать на таком низком уровне, что приобретение собственной квартиры остается недостижимой мечтой. О решении проблемы все чаще задумываются женщины. Существующие сегодня субсидии на квартиру при рождении ребенка ничтожно малы, говорит представитель Ассоциации женщин Северо-Запада Элина Знаменская: «Мы считаем, что те 5% от стоимости, которые выделяются на приобретение жилья на одного ребенка - это совершенно недостаточно. Значит, если мы хотим поддерживать демографию и говорить о семейственности, то должно быть, допустим, 5% на первого ребенка, 10% на второго и более 25% на третьего ребенка. Если мы не будем давать доступное жилье нашей молодежи, у нас никогда не сдвинется ситуация. Потому что, простите, чтобы рожать детей и воспитывать их - нужно создавать условия».
Но пока ничего в политике государства не меняется, нужно действовать самим, считает генеральный директор одного из петербургских агентств недвижимости и председатель правления кредитно-потребительского кооператива Татьяна Герасименко: «Я ученый-эколог в первой жизни, во второй жизни я занимаюсь ипотечным кредитованием и недвижимостью. Наглядевшись на проблемы наших граждан, на их низкие доходы и несовместимость банковских предложений с тем, что они могут себе позволить, мы создали по аналогии с ссудо-сберегательными кассами Восточной Европы, жилищно-строительный кооператив. Я пришла из науки, и первое, что я сделала, это построила модель: просчитать вероятность ожидания того, когда человек накопит деньги и когда ему можно будет дать жилье, чтобы не прогореть и не создать дефицита. Большинство кооперативов в России развалились не оттого, что кто-то что-то украл, воровал. Конечно, такие были, но их все-таки единицы. А большинство прогорели оттого, что цены на жилье несовместимы с теми маленькими денежными средствами, которые есть у данного кооператива. То есть идея ссудо-сберегательных касс, она, конечно, была для России более актуальной, как и для Восточной Европы, которая прошла этот путь еще с 1870 года. К сожалению, Россия выбрала двухуровневую американскую систему банковской ипотеки и очень серьезно ошиблась. Сегодня ипотечное кредитовние терпит поражение в России, большинство граждан не в состоянии обратиться в банк с такими высокими процентными ставками при низких доходах. Условия, которые мы предлагаем, это что у нас копят 10, 15, 30% на будущее жилье. Либо он приходит уже с 50% от суммы, а остального ему не хватает. Банк ему кредит по каким-то причинам не дает: он не может подтвердить доход или этот доход очень маленький. Тогда мы делаем в соответствии с законом об ипотеке хороший договор, и это является залогом обеспечения надежности выдачи ему займа. У нас неплательщиков всего три человека было за всю историю. Кстати, это очень показательно».
Недавно были опубликованы данные, по которым в Петербурге в 2007 году родилось на 7% младенцев больше, чем в предыдущий год, но это капля в море, - говорит Татьяна Герасименко, которая уверена, что при средней зарплате в 15 тысяч рублей жилищную, а значит, и демографическую проблему в городе не решить. Но есть идея новой системы, которая, возможно, будет более эффективной: «Мы хотим предложить банкам, поскольку уж так получилось, что банковская ипотека развилась, а кооперативы замерли, продукт - банк-кооператив. Сейчас еще не поздно наладить какое-то сотрудничество между банком и этими ячейками, маленькими кооперативами, которые более реально и более просто решают вопросы жилья за меньшие проценты. И конечно, я надеюсь, что все-таки у нас будут государственные субсидии, будет какая-то поддержка. Как ни странно, западным ссудо-сберегательные банкам очень нравится, как мы работаем, и они думают о том, чтобы выделить нам какие-то средства для малоэтажного строительства. Переговоры ведутся. И будет очень дико, если средства будут выделять скорее западные банки, чем наши».
У жительницы Петербурга Татьяны Гавриловой двое внуков, а могло бы быть и трое, но сын с семьей живет в однокомнатной квартире, и улучшить ситуацию надежды нет: «Конечно, нужна политика и государственная, и города. К сожалению, для того, чтобы взять ипотеку, нужен определенный доход – для нас это невозможно».
Между прочим, в некоторых регионах России жилищная проблема решается неплохо, а в Петербурге - очень тяжело, замечает Татьяна Герасименко: «Мы никогда от своих питерских властей не видели никакой помощи. Даже такие простые вещи - мы сделали совершенно стандартные закладные, которые все банки мира выкупают, а у нас их не покупают, потому для них, видите ли, это маленькие объемы, им надо на этом зарабатывать. А ради идеи того, что следующая семья на эти деньги еще купит квартиру, никто не хочет сотрудничать. С чиновниками, с местной властью никак не договориться».
Татьяна Герасименко считает, что сегодня больше шансов на сотрудничество с областными властями, поэтому не исключено, что ее кооперативу придется перенести свою деятельность из Петербурга в Ленинградскую область.