Ссылки для упрощенного доступа

Поросенок бесплатно. Почему сельское хозяйство Испании находится в кризисе


Ирина Лагунина: В Испании не прекращаются массовые протесты фермеров. Они то перекрывают тракторами автомагистрали, то приходят в города, чтобы раздать жителям бесплатно свою продукцию и тем самым обратить внимание общественности на бедственное положение испанского села. На манифестациях и митингах сельских тружеников чаще всего повторяется слово кризис. В чем дело? Рассказывает наш мадридский корреспондент Виктор Черецкий.



Виктор Черецкий: Сельское хозяйство Испании, как земледелие, так и животноводство, переживают глубокий кризис. Его основная причина – так называемые «ножницы цен» - огромная разница, иногда в 20 раз, между крайне низкими закупочными ценами, по которым сельхозпродукция скупается у производителей, и розничными – по которым они продаются населению. Проблема возникла давно, однако, сейчас кризисные явления проявились особо резко в связи с подорожанием дизельного топлива для тракторов и кормов для скота, которые Испания импортирует. Так что закупочные цены теперь в ряде случаев даже не покрывают затраты на производство. Рассказывает руководитель организации производителей сельхозпродукции – АСАХА - Франсиско Варгас:



Франсиско Варгас: Доходы фермеров с каждым днем падают. Потребление овощей и фруктов в стране увеличивается, а те, кто обеспечивают рынок, от этого ничего не выигрывают, несмотря на то, что производительность их хозяйств постоянно растет. Мы считаем, что необходимо принять закон о «торговых рамках», чтобы уничтожить огромную пропасть между закупочными ценами и розничными. Ведь получается, что производителям и потребителям продукты обходятся дорого, первые платят за них своим трудом, а вторые – своими деньгами. Ну а в выгоде остаются лишь посредники - скупщики и продавцы.



Виктор Черецкий: Помимо закона о «торговых рамках», фермеры требуют от государства прямого вмешательства в дела сельского хозяйства, что, в принципе, возможно, если эта отрасль будет объявлена стратегической наравне, скажем, с энергетикой. Этого, собственно, и добиваются АСАХА и другие организации аграриев. Они не считают, что вмешательство государства нарушит законы рыночной экономики. Наоборот, власти должны помочь избавиться от монопольного ценообразования, установленного посредниками. Сегодня половину всей сельскохозяйственной продукции в Испании скупают три крупнейшие торговые компании – французская Каррефур и испанские - Меркадона и Эроски. Это скупщики и продавцы в одном лице. Они и диктуют неприемлемые – низкие, с точки зрения сельхозпроизводителей, закупочные цены на их продукцию. Так что, по мнению испанских фермеров, их отрасль требует эффективной защиты со стороны государства. Франсиско Варгас:



Франсиско Варгас: Мы считаем, что сельскохозяйственное производство должно быть защищено государством. Оно должно быть объявлено стратегической отраслью, тем более, сейчас, когда все чаще говорится о нехватке продовольствия в мире. Ведь продовольственная отрасль не менее важна для страны, чем нефтяная, газовая или электроэнергетическая. Мы боремся за достижение этой цели. Мы пытаемся доказать это нашим политикам.



Виктор Черецкий: Правительство Испанской социалистической рабочей партии пока никак не реагирует на требования сельхозпроизводителей. Более того, весной этого года в ходе реорганизации правящего кабинета было упразднено министерство сельского хозяйства как отдельная административная единица. Его функции переданы министерству защиты окружающей среды, прерогативой которого объявлена борьба с глобальным изменением климата на планете, а забота о селе – лишь дополнительной и не представляющей особого интереса для чиновников нагрузкой. Подобную реорганизацию та же АСАХА оценила как демонстрацию полного равнодушия к проблемам испанского села со стороны властей. Фермеры полагают, что действия правящего кабинета объясняются исторической неприязнью испанский левых к крестьянству, как к «мелкобуржуазной прослойке», к которой у этих политиков традиционно нет никакого доверия. Представитель АСАХИ Франсиско Варгас:



Франсиско Варгас: Министерство не оказывает никакой помощи ни животноводам, ни овощеводам, ни садоводам – никому. Единственная забота испанских левых – это любой ценой подавить протесты сельскохозяйственных производителей, будь то с помощью обещаний или полицейских дубинок. Министерство не помогает производителям. Нам от подобной администрации нет никакого прока.



Виктор Черецкий: Крайнее беспокойство испанских фермеров вызывают растущие поставки свежих овощей, фруктов, мяса и других сельхозпродуктов из Северной Африки и Южной Америки, в то время как в самой Испании налицо излишки этих продуктов. Закупки, как считает АСАХА, делаются в политических целях – в свете широко разрекламированной правящей соцпартией политики интернациональной солидарности с этим странами. Действительно, руководители государства торжественно декларировали, что приоритетом их политики является помощь развивающимся странам. Фермеры не имеют ничего против солидарности, но возражают против того, чтобы правительство повышало свой авторитет на международной арене за счет разорения и свертывания испанского сельского хозяйства.



Франсиско Варгас: Если бы государство защищало нас - сельскохозяйственных производителей, то мы вполне могли бы обеспечить качественным продовольствием страну по доступным ценам. Но когда рынок наводняется дешевым импортным продовольствием низкого качества, то создается ситуация хаоса, постоянного прессинга на национального производителя, из чего извлекают выгоду лишь монополисты-посредники, спекулирующие нашими продуктами.



Виктор Черецкий: А тем временем, поставлен под угрозу «главный испанский огород». Так именуются здесь парниковые хозяйства в провинции Альмерия на юго-востоке страны. В свое время в этом регионе – фактически в пустыне – титаническим трудом испанских крестьян был создан самый крупный в Западной Европе комплекс по производству ранних овощей и фруктов. Выращиваемые здесь помидоры, огурцы, салат, кабачки, баклажаны в последние годы шли на стол практически всех европейцев, включая россиян. Мощная сбытовая кооперация, действующая в регионе, не давала в обиду тружеников села. Но она оказалась бессильной перед решением властей расширить импорт продовольствия. Местные политики поддерживают возмущенных фермеров. Депутат провинциального парламента Альмерии Хорхе Висерас:



Хорхе Висерас: Сейчас нас фактически лишают возможности производить кабачки. Дело идет к тому, чтобы не дать нам выращивать помидоры и перец. В конце концов, нам оставят лишь семечки. Мы такой политики не понимаем. Голос сельскохозяйственных производителей должен быть услышан наверху. Наше производство следует защитить как одну из основных отраслей испанской экономики.



Виктор Черецкий: В аналогичной плачевной ситуации оказалось и испанское животноводство. Убыточным, к примеру, стало производство молока в Галисии, где в течение столетий производились лучшие в стране молочные продукты. Фермеры режут скот – производство мяса убыточно. Уничтожается поголовье уникальных иберийских черных свиней, из мяса которых изготовляется знаменитый испанский «хамон» – вяленый окорок. Молочный поросенок стоит на рынке в провинции Бадахос на Западе Испании всего пять евро. Впрочем, его вам могут отдать и бесплатно, ведь свиней нечем кормить – цены на корма в последнее время поднялись в два раза. Вот что заявил на недавнем митинге КОАГ, профессиональной организации испанских животноводов, ее председатель Мигель Бланко:



Мигель Бланко: Единственное, чего мы хотим – это решения наших проблем. Мы хотим честно жить своим трудом, спасти наши хозяйства от полного разорения, обеспечить будущее нашим семьям. Сейчас мы переживаем глубокий кризис. Он связан с повышением цен на корма для животных и низкими закупочными ценами на мясо, которые остаются неизменными в течение многих лет. Повышение цен на корма вызвано действиями спекулянтов – они наживают миллионы на трагедии наших животноводов, пользуясь полным безразличием властей. Пользуются этим и монополии, действующие в сфере купли-продажи. Ну а в дураках остаемся мы – производители, а также потребители нашей продукции. Так продолжаться вечно не может. Мы требуем изменить ситуацию! Мы требуем права на достойную жизнь!



Виктор Черецкий: Впрочем, если большинство фермеров недовольны политикой властей, то некие обитатели испанского села – так называемым «батраки-поденщики», сельские пролетарии, из южного региона страны – Андалузии, ей вполне удовлетворены. Дело в том, что в Андалузии исторически существуют латифундии, то есть крупные землевладения, которые некогда принадлежали аристократии, а ныне в основном земельной буржуазии. Земли в этих местах годятся, в основном, для экстенсивного хозяйства - пастбищного животноводства – овцеводства и свиноводства. С развитием современных технологий эти хозяйства, в среднем по 500 гектаров земли, стали обслуживаться от силу двумя-тремя работниками. Что касается другого важного в этих местах промысла – сбора оливок, то он дает работу разве что на пару недель в году. Таким образом, в Андалузии в последние 30 лет образовался большой излишек рабочей силы, которая по законам рынка труда должна была хлынуть в промышленность и сферу услуг, тем более что последние постоянно нуждались в эти годы в людях. Но испанские социалисты решили этого не допустить. Они стали выплачивать десяткам тысяч сельских пролетариев пособие, позволяющее практически всю жизнь ничего не делать. Эта ситуация, уникальная в Западной Европе, уже давно перешла из разряда социальной трагедии в разряд социальной комедии и не редко является сюжетом для концертных выступлений испанских юмористов. Актер Алехандро Муньос исполняет юмореску о безработных андалузцах:



Алехандро Гонсалес: Безработные собрались на очередной митинг: «Мы требуем работы! Дайте нам работу!» И вот к одному из протестующих подходит предприниматель и говорит: «У меня есть для тебя работа». А тот отвечает: «Черт возьми! Здесь столько народу, неужели нельзя было выбрать кого-то другого?» Любопытно, что наши несчастные-разнесчастные батраки от отчаяния никогда не кончают с собой, как это было с безработными в других странах в годы великой депрессии. Больше всего по статистике они гибнут в автомобильных авариях в период купального сезона, когда устремляются, вместе с миллионами других испанцев, на своих машинах к морю, чтобы заполнить пляжи, рестораны и набережные курортных поселков. Ну а государство не успевает раскошеливаться, чтобы помочь этим обездоленным.



Виктор Черецкий: Выплата пособий батракам, которые давно ни на кого не батрачат, выдается властями как помощь сельскому хозяйству. Так что протестующим фермерам всякий раз отвечают, что государство и так тратит огромные деньги на поддержку села. Кстати, выплачиваются пособия батракам не из-за абстрактного гуманизма. По мнению наблюдателей, именно вечно безработные сельские пролетарии обеспечивают уже три десятка лет победу социалистам на местных выборах. Кроме того, когда у власти в Мадриде в конце прошлого – начале нынешнего десятилетия находилось правительство либералов, то это население легко мобилизовалось находившимися в оппозиции социалистами на всякого рода антиправительственные протесты.


Между тем, у испанского села существует множество настоящих, а не фальшивых проблем. Одна из них – нехватка воды для полива, особенно в восточных и юго-восточных регионах страны. Раньше воду по каналам направляли сюда из северных районов. Теперь власти категорически отказываются поддержать старую практику и фактически оставили фермеров без воды. Причина – испанское правительство заняло позиции радикальных защитников природы, которые полагают, что использование воды рек на полив может через двести лет негативно сказаться на популяции земноводных. Ну а владельцам засыхающих без орошения сельхозугодий не до лягушек. Говорит Жорди Аулет, представитель организации фермеров из районов поливного земледелия:



Жорди Аулет: Мы ничего не имеем против планов правительства построить опреснительные сооружения, чтобы предложить нам для полива морскую воду. Но пока эти сооружения будут готовы, все мы разоримся, потому что урожай не может ждать долгостроя. Вода нам нужна сегодня. Именно поэтому мы требуем пустить нам воду, как это делалось с давних времен. Если этого не будет сделано, мы выйдем на улицы с протестом.



Виктор Черецкий: По количеству протестов аграриев нынешний год превзошел все предыдущие. Их участники чаще всего собираются в Мадриде напротив правительственных учреждений. Фермеры перекрывают тракторами городские магистрали, взрывают петарды, выкрикивают лозунги в мегафоны. Но мадридцев все это особо не беспокоит. Они сочувствуют аграриям, тем более что после каждой подобной манифестации фермеры благодарят местных жителей за терпение – раздают им бесплатно тонны овощей, фруктов, молока и мяса.


Организации сельхозпроизводителей обещают властям устроить в этом году «горячую осень» - протестовать до тех пор, пока не добьются от них выполнения своих требований.


XS
SM
MD
LG