Ссылки для упрощенного доступа

В Абхазии и Южной Осетии прошли народные сходы


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.



Кирилл Кобрин: В Абхазии и Южной Осетии сегодня состоялись массовые собрания или, как их назвали сами жители этих территорий, народные сходы. На них были приняты обращения к президенту и парламенту России с просьбой признать независимость самопровозглашенных республик. За событиями следит Данила Гальперович, он у нас в прямом эфире.



Данила Гальперович: Народный сход сначала состоялся в Абхазии, потом совершенно аналогичное мероприятие прошло в Южной Осетии. И там, и там документы были приняты к одинаковым адресатам и с примерно одинаковым призывом: и там, и там говорилось о том, что народы этих самопровозглашенных территорий призывают Россию первой из числа государств мирового сообщества признать государственную независимость соответственно Абхазии или Южной Осетии. Это обращение к России было, как кажется многим наблюдателям, инициировано фактически самой Москвой, когда Дмитрий Медведев сказал, что Россия будет поддерживать и гарантировать любую недвусмысленно выраженную волю народов Абхазии и Южной Осетии. Если учитывать, что и там, и там референдумы когда-то уже проводились, то вот эти народные сходы и были, собственно, выраженной недвусмысленно волей после произошедшего военного конфликта. О том, как это происходило в Абхазии, Радио Свобода рассказал пресс-секретарь президента Абхазии Алхаз Чолокуа.



Алхаз Чолокуа: Президент и парламент республики уже приняли обращение к народам мира, к руководству Российской Федерации. Но, тем не менее, есть традиция такая: когда решаются судьбоносные для страны, для народа вопросы, собираться всем миром, собираться всем народом и решать эти вопросы. Вопрос признания независимости Абхазии относится именно к таким вопросам. Это один из главных вопросов, который волнует наш народ уже на протяжении последних 20 лет.


Обстановка в республике спокойная. В минувший понедельник президент Абхазии Сергей Багапш подписал указ о снятии режима военного положения в той части Абхазии... это касается Гальского района, Очамчирского и части Гудерикского района, куда входит верхняя часть Кодорского ущелья. Отменено военное положение, как отмечается в указе, в связи с тем отражена агрессия Грузии в Южной Осетии и верхняя часть Кодорского ущелья освобождена от грузинских вооруженных формирований, восстановлена территориальная целостность республики.



Михаил Саленков: Там никаких военных действий сейчас не ведется?



Алхаз Чолокуа: В верхней части Кодорского ущелья не ведется никаких военных действий, ведутся работы по налаживанию мирной жизни. Беженцы - сваны, которые проживали на этой территории, уже возвращается потихоньку, уже более 100 человек вернулись в свои дома.



Данила Гальперович: Естественно, в Тбилиси на произошедшее отреагировали достаточно нервозно. Вот мнение депутата грузинского парламента Петра Мамрадзе, высказанное также в интервью моему коллеге Михаилу Саленкову.



Петр Мамрадзе: К таким вот волеизлияниям мы привыкли давно. Это готовится в соответствующих институтах в Москве. Тут главное то, что всегда это только на вред - на вред общей атмосфере, на вред, кстати, в первую очередь России. России, кроме вреда, ничего не будет, если признают хоть независимость этих совершенно невозможных образований, хоть признают своей территорией. Все это только во вред, все это только временные вредные эффекты имеет, и никого результата в течение длительного времени иметь не может. Потому что Грузия признана в своих международных границах на декабрь 1991 года, и это не изменится. Это сейчас заявления на самом высшем уровне во всем свободном мире. И вы знаете, что, кроме Кубы и Фиделя Кастро, никто не поддержал Россию в той оккупации и агрессии, которую Россия и сегодня проводит в Грузии.


И во-вторых, потому что ситуация с точность наоборот: именно из этих регионов изгнаны грузины - из Абхазии и из Южной Осетии. Этническая чистка была направлена против грузин, так что беженцев-то больше всего у нас. И если эти беженцы вернутся в Абхазию, достойно и безопасно, и если проголосуют за то, каково будущее Абхазии… Когда нас пугали механизмом Косова, это было курам на смех, потому что механизм Косова означает, что все беженцы возвращаются на место своего проживания. Те, кто прибыли с оружием в руках, после событий не имеют права принимать участие в голосовании. И вот тогда посмотрим, как самоопределятся эти образования. Самое главное, почему все это совершенно нелегитимно, потому что все это происходит без воли того коренного населения, которое издавна жило в этих регионах.



Данила Гальперович: Какова может быть международная реакция на возможное признание Россией Абхазии и Южной Осетии? Об этом говорит главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.



Федор Лукьянов: Мне кажется, на месте России с обещаниями надо быть очень осторожным. Проблема заключается в том, что признание Россией Абхазии или обеих территорий, в общем-то, ничего не меняет. Формально признание одной только Москвы не является выводом этих территорий из изоляции, потому что главный вопрос для них, в частности для Абхазии, чтобы она была признана хотя бы частью мирового сообщества.



Данила Гальперович: Парламент России уже готов реагировать на обращение Южной Осетии и Абхазии: и Государственная Дума, и Совет Федерации, видимо, соберутся в начале следующей недели, вполне возможно, что это будет понедельник. И вполне возможно также, что сейчас рассматриваются самые разные варианты ответа российского парламента на эти обращения. Поскольку обращения были подписаны и к президенту России, и к Государственной Думе, то некоторые источники в Государственной Думе сообщают, что прежде всего от Кремля ожидается та формулировка, которую потом, видимо, будут одобрять палаты российского парламента - Государственная Дума и Совет Федерации. И здесь многие эксперты видят достаточно серьезную разницу между возможной поддержкой стремления к независимости и самоопределению Абхазии и Южной Осетии, что Государственная Дума и Совет Федерации делали уже не раз, и прямым заявлением о том, что Государственная Дума и Совет Федерации признают независимость Абхазии и Южной Осетии. Во втором случае это будет, вероятно, вообще впервые в истории России, когда нечто подобное происходит, и международную реакцию тогда очень трудно предсказать, потому что такого пока еще не происходило, во всяком случае, со стороны России и вот так в одностороннем порядке.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG