Ссылки для упрощенного доступа

Россия подтвердила временное замораживание военных контактов с НАТО


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров.



Сергей Тарасов: Россия подтвердила временное замораживание военных контактов с НАТО. Об этом заявил 22 августа заместитель главы Генерального штаба Вооруженных сил России Анатолий Ноговицын. О причинах и последствиях этой меры корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров беседовал с заместителем главного редактора интернет-издания «Ежедневный журнал» Александром Гольцем.



Карэн Агамиров: Подобный шаг вполне укладывается в рамки российской дипломатии - рассуждает Александр Гольц.



Александр Гольц: Как мы знаем, НАТО была принята довольно жесткая резолюция в отношении войны между Россией и Грузией. НАТО заявило, что до вывода российских войск с территории Грузии будет прервана работа Совета Россия-НАТО. Россия дала на это адекватный ответ, прервав все военные связи с НАТО. Здесь надо понимать, что эти связи, которые количественно довольно многочисленны, в то же время не оказывают серьезного влияния на безопасность ни России, ни НАТО. Ну, например, Россия участвует двумя сторожевыми кораблями в операции «Джойнт Индевер» в Средиземноморье. Эти корабли должны перехватывать суда с оружием и наркотиками, которые следуют из Ближнего Востока в Европу. Отсутствие российских кораблей не прекратит операцию «Джойнт Индевер». Прекращение маневров между Россией и НАТО тоже не оказывает непосредственного влияния на боеготовность войск. Уже много-много лет идут разговоры о так называемой «джойн интер операбилити», о том, чтобы в любой момент могли бы быть оперативно совмещены войска России и НАТО. Но российское военное руководство говорит, что такое полное совмещение нам, в общем-то, и не нужно. Мы для каждой операции будем выдумывать специальную схему командования.


Серьезного ущерба безопасности двух стран это не принесет. Политический ущерб существенен, он заключается в том, что, участвуя в различных совместных проектах, Россия и НАТО постоянно демонстрировали друг другу, что они не являются врагами. И вот теперь в очередной раз (а это не первый раз, когда Россия прерывает отношения с НАТО) мы демонстрируем, что по-прежнему Россия воспринимает НАТО как противника.



Карэн Агамиров: Ну, о возвращении к «холодной войне» в связи с этим…



Александр Гольц: Я бы не стал говорить о том, что возможен возврат к «холодной войне». Для этого нет никаких условий, прежде всего условий идеологических. «Холодная война» была возможна, когда Советский Союз пытался распространить свою идеологию на весь мир, и США, и НАТО препятствовали этому. Нет и материальных ресурсов. Во времена «холодной войны» советский военный бюджет достигал 40 процентов. Некоторые исследователи полагают, что 80 процентов валового внутреннего продукта. Сейчас наш бюджет составляет меньше 3 процентов ВВП. И я не очень верю, что если Дмитрий Анатольевич Медведев или Владимир Владимирович Путин выйдут к народу и скажут, что нам надо противостоять НАТО, и с этой целью нам надо затянуть пояса, они будут поддержаны народом. Поэтому я не думаю, что «холодная война» возможна.



Карэн Агамиров: Подвел черту заместитель главного редактора интернет-издания «Ежедневный журнал» Александр Гольц. Временное замораживание военных контактов России и НАТО.


XS
SM
MD
LG