Ссылки для упрощенного доступа

Совет Федерации и Госдума России обратились к Дмитрию Медведеву с предложением признать независимость Южной осетии и Абхазии


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Кирилл Кобрин : Совет Федерации и Госдума России приняли обращение к президенту страны Дмитрию Медведеву о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. За ходом заседаний палат парламента следил мой коллега Данила Гальперович. Он сейчас в студии Радио Свобода.


Данила, здравствуйте! Вам слово.



Данила Гальперович: Здравствуйте, Кирилл! Звездами на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы были, конечно, лидеры Абхазии и Южной Осетии. Их принимали как главных героев, к ним было обращено все внимание депутатов. И глава Южной Осетии Эдуард Кокойты, выступая перед парламентариями, видимо, чувствовал это в полной мере.



Эдуард Кокойты : Независимость для Южной Осетии означает, прежде всего, независимость от Грузии. Народ республики Южная Осетия неоднократно подтверждал свою волю к независимости на референдумах 1992, 2001 и 2006 годов. За независимость каждый раз голосовало абсолютное большинство принимавших участие в референдумах. В Южной Осетии гарантированы и соблюдаются права человека, права этнических меньшинств, предусмотренные действующим международным правом.



Данила Гальперович: С последним утверждением, вероятно, поспорили бы лишенные своих домов жители грузинских сел Южной Осетии, но в российском парламенте их не было. Лидер Абхазии Сергей Багапш, выступая перед членами Совета Федерации, сказал, что его территория с Грузией в одном государстве жить не собирается.



Сергей Багапш : Сегодня, когда на повестку дня встает главный вопрос - вопрос признания наших государств - все наши взоры устремлены в Россию. Потому что народы Южной Осетии и Абхазии выбрали свой путь в этой жизни, с кем нам идти, с кем нам строить экономические взаимоотношения, политические отношения! Это выбрали не президенты сегодняшние. Это выбрали наши деды и прадеды. Мы будем идти по этому пути. Я с этой трибуны хочу вам заявить - ни Абхазия, (я позволю себе сказать и за Южную Осетию) ни Южная Осетия больше никогда не будут жить с Грузией в одном государстве.



Данила Гальперович: В свою очередь российские парламентарии, готовя свое обращение к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой признать независимость Абхазии и Южной Осетии, основательно подкрепляли это обращение историческими доводами, в которых особенно был селен председатель Комитета Госдумы по делам СНГ Алексей Островский.



Алексей Островский : На протяжении всей истории Абхазия и Южная Осетия были вне влияния Грузии. Так еще в 1843 году по распоряжению российского императора южные осетины были переведены в разряд государственных казенных крестьян и, таким образом, полностью исключены из системы феодальной зависимости и от политического контроля со стороны грузинского дворянства. В начале XIX века абхазское княжество обратилось к российскому императору Александру Первому с прошением о покровительстве. Манифест о присоединении Абхазии к России 1810 года распространил протекторат России над Абхазией. Позже, более полувека, Абхазия напрямую управлялась российской администрацией. После распада Российской империи и Абхазия, и Грузия самостоятельно друг от друга провозгласили свою независимость.



Данила Гальперович: В кулуарах журналисты шутили, что теперь из Вильнюса и Варшавы могут потребовать восстановления Польско-литовского княжества в средневековых границах. А вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский говорил, что сделанного российской армией в Грузии недостаточно.



Владимир Жириновский : Здесь нужно было взять под контроль всю территорию Грузии, арестовать всех грузинских офицеров, вывезти их сюда как в Гуантанамо вывезли террористов из Афганистана. Арестовать Саакашвили, предать его суду Военного трибунала Северо-Кавказского военного округа в Ростове и выпустить всю грузинскую оппозицию из тюрем, восстановить действие всей оппозиционной прессы. Мы должны были нанести упреждающий удар, чтобы не хоронили ни осетин, ни русских и уничтожить все то, что было подготовлено к разгрому Цхинвали. Мы имели это право! Мы это обязаны были делать, как миротворческие силы! А мы дождались, пока уничтожили. Мы всегда ждем! Это дурацкая российская поговорка - русский мужик медленно запрягает! Пока медленно запрягаем, будем хоронить. Быстро нужно все делать! За 24 часа! Русская армия должна стоять в Батуми на русско-турецкой границе. И все.



Данила Гальперович: Председатель Комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев предложил коллегам обращение, и оно было принято, к парламентам стран-членов ООН, в общем, тоже признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Вот что Косачев сказал о содержании этого документа.



Константин Косачев : В этом проекте мы даем собственную оценку происшедшего, как заранее и тщательно спланированной широкомасштабной агрессии, осуществленной вопреки неоднократным обещаниям президента Грузии отказаться от применения силы, и наперекор призыву Генеральной ассамблеи ООН соблюдать олимпийское перемирие на период проведения Олимпиады в Пекине. Мы говорим о том, что нынешняя эскалация конфликта не результат раскольнических усилий неких мифических сепаратистов, как все это время пытались представить легитимное руководство Южной Осетии и Абхазии грузинские власти. Это трагический итог многовекового противостояния проживающих в этом регионе народов, которые не смогли преодолеть ни прежние, ни нынешние руководители Грузии.



Данила Гальперович: И Совет Федерации, и Госдума попросили Дмитрия Медведева признать независимость Абхазии и Южной Осетии единогласно. Теперь Кремлю впору задумываться о политических последствиях своего возможного согласия на эту просьбу. Коммунист, депутат Госдумы Виктор Илюхин, считает, что нужно идти до конца.



Виктор Илюхин : Резонанс уже есть. И он, если говорить по большому счету, то отрицательный для Российской Федерации. Он будет еще более отрицательным, если Россия сегодня все проглотит и не сделает того шага, который она наметила сделать - о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Мы, тем самым, потеряем свой авторитет окончательно. С нами не будут считаться, о нас будут вытирать ноги. Я считаю, что первый момент - это признание независимости этих двух регионов, а второе - решать вопрос. Если и абхазы, и южные осетины изъявили желание о вхождении в состав России, надо это делать.



Данила Гальперович: Но если они не выразили желание входить в состав России, добавил Илюхин, то тогда можно организовать государство по принципу конфедерации или союзного государства, как уже Россия имеет союз с Белоруссией. А член фракции "Единой России" в Госдуме Сергей Марков объясняет, что после решения о признании независимости на двух кавказских территориях можно будет законно, как он считает, разместить российские войска.



Сергей Марков : Само по себе признание Абхазии и Южной Осетии не может являться основой для нахождения там российских войск. А вот межгосударственный договор между Россией, с одной стороны, Абхазией и Южной Осетией, с другой стороны, создает, конечно, такие правовые предпосылки для нахождения российских войск.



Данила Гальперович: Надо сказать, Кирилл, что депутаты были очень довольны. Перспектива присоединить два грузинских анклава к своей территории обсуждалась ими как нечто с радостью предвкушаемое и, в общем, совсем близкое.



Кирилл Кобрин : Спасибо, Данила!



XS
SM
MD
LG