Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.
Александр Гостев : Гуманитарная ситуация в Южной Осетии остается напряженной. Многие беженцы, которые возвращаются в Цхинвали, живут в палатках. Люди нуждаются в строительных материалах, медикаментах, пище. Вскоре жители Южной Осетии начнут получать материальную помощь, обещанную им российской властью. В тоже время из ряда российских регионов поступает информация о принудительном сборе средств «жертвам нападения Грузии»: людей ставят в известность, что часть их зарплаты удерживается для дальнейшего перечисления в Южную Осетию. Рассказывает Любовь Чижова.
Любовь Чижова: В Южную Осетию продолжает поступать гуманитарная помощь. Люди получают воду, еду, медикаменты, стройматериалы. Заместитель директора российского отделения международной правозащитной организацией "Хьюман Райтс Вотч" Татьяна Локшина, которая только что вернулась из Цхинвали, рассказала о гуманитарной обстановке в Южной Осетии.
Татьяна Локшина : Судя по той информации, которую нашей организации "Хьюман Райтс Вотч" удалось получить в регионе, сегодня, безусловно, в Южной Осетии крайне актуальна потребность в гуманитарной помощи, но гуманитарной помощи довольно специфической. На наши вопросы - а что именно приоритетно сейчас? - жители Цхинвали в среднем отвечали, что необходимы примусы, необходимы движки для обеспечения электроэнергии, необходимы стекла, потому что в результате обстрела из домов просто вылетели стекла, необходимы стройматериалы, необходимо все то, что может помочь людям вернуться к нормальной жизни, в максимально короткие сроки каким-то образом восстановить свои дома. Вот это, наверное, сейчас самое главное.
Что касается базовой гуманитарной поддержки, как продуктов питания. Конечно, есть особо уязвимая группа граждан, которые нуждаются и в этом. Но очень многие люди, с которыми я беседовала в городе Цхинвали, в первую очередь говорили о том, что все-таки еда сейчас не приоритетна. Приоритетно все, направленное на поддержку социальной инфраструктуры, восстановление социальной инфраструктуры города.
Любовь Чижова: Какое у вас было ощущение, когда вы были в Цхинвали? Что вам говорили люди? Получают ли они уже эту помощь?
Татьяна Локшина : Пока я была в городе, какое-то время люди помощь еще не получали. Если я не ошибаюсь, первая партия гуманитарной помощи поступила в город 16 августа. Довольно быстро гуманитарную помощь начали распространять. Речь на тот момент шла о крупе, о консервах, о муке, то есть о продовольствие.
Любовь Чижова: У людей не было претензий к тому, как распределяется эта помощь - кому-то дали, а кому-то не дали? Может быть, какая-то сложная процедура была - писать заявление на получение помощи? Как это происходит?
Татьяна Локшина : Я бы сказала, что изначально процесс распространения гуманитарной помощи всегда очень хаотичен. Люди боятся, что им не хватит. Всегда огромное скопление народа, всегда очереди. Это в дальнейшем нормализуется.
Любовь Чижова: Рассказывала Татьяна Локшина. В ряде российских средств массовой информации появились сообщения о том, что людей вынуждают перечислять часть своих заработков в фонд помощи «жертв нападения Грузии». К примеру, издание «Прецедент. Вятка» рассказывает о том, что власти Кировской области открыли специальный счет для сбора пожертвований от юридических и физических лиц. Людям сообщили, что пожертвования будут вычитаться из их зарплат, и попросили писать заявления. Тех, кто не напишет, пообещали лишить премии. Похожая информация поступает из Красноярского края. Пользователь ЖЖ рассказывает, что доходит до абсурда. Одно из предприятий, прославившееся тем, что регулярно не выплачивает своим сотрудникам зарплату, перечислило в фонд помощи Южной Осетии 1 миллион рублей. Такая же ситуация - в Ростове-на-Дону. Передает мой коллега Григорий Бочкарев.
Григорий Бочкарёв : В Ростовской области развернулась активная компания по сбору средств для беженцев. Открывались счета в банках, организовывались специальные пункты по сбору предметов первой необходимости. Но не всегда люди знали о том, что они помогают жителям Южной Осетии. Бывало, такое решение за них принимало руководство. Вот что рассказывает учительница одной из ростовских школ Елена:
Елена : Помогать беженцам, наверное, надо. Но я считаю, что это дело добровольное. Но у нас никто ничего не спрашивал. Когда я стала интересовать в бухгалтерии, за что с меня деньги вычли, там мне сказали, что мы добровольно перечислили дневной заработок беженцам из Южной Осетии. Оказывается, такое указание пришло из районо. Что теперь делать? Назад эти деньги требовать, конечно, я не буду. Лишь бы они только попали к настоящим беженцам.
Любовь Чижова: Рассказывал мой коллега в Ростове-на-Дону Григорий Бочкарев.
Южноосетинский политолог, житель Цхинвали Геннадий Кокоев говорит, что гуманитарная ситуация в регионе действительно очень тяжелая. Но жители Южной Осетии не хотят принимать помощь, которую чиновники собирают для них принудительно.
Геннадий Кокоев : Обстановка довольно тяжелая, потому что людям негде жить. Палатками пока они обеспечиваются МЧС России, либо гуманитарная помощь оказывается продуктами, строительными материалами, медикаментами.
Любовь Чижова: Существуют какие-то пункты выдачи гуманитарной помощи? Нужно писать какие-то заявления, или людям просто предлагают эту помощь?
Геннадий Кокоев : Заявления, конечно, пишутся. Есть такая система, определенный порядок. Но работают депутаты парламента по своим округам. Они занимаются распределением гуманитарной помощи по жилищам, по конкретным корпусам.
Любовь Чижова: То есть ездит депутат на грузовике и распределяет помощь?
Геннадий Кокоев : Да. Он собирает всю информацию, а потом эти сведения передаются в комиссию по распределению гуманитарной помощи.
Любовь Чижова: Российские власти говорили о том, что будут выделять деньги жителям Южной Осетии, в том числе и Цхинвали, по 3 тысячи рублей и по 50 тысяч рублей. Что говорят жители города? Получали они уже какие-то деньги?
Геннадий Кокоев : Пока этих денег, насколько я знаю, никто не получал.
Любовь Чижова: Люди довольны тем, как распределяется гуманитарная помощь, как она выделяется?
Геннадий Кокоев : Абсолютно довольных, насколько я знаю, обычно в таких ситуациях не бывает. Но в целом гуманитарная помощь осуществляется организованно и без каких-либо серьезных эксцессов и тяжелых ситуаций.
Любовь Чижова: Ряд российских СМИ пишет о том, что россиян власти вынуждают перечислять свои заработки в помощь жителям Южной Осетии, в частности, Цхинвали.
Геннадий Кокоев : Если кто-то насильственно, против воли кого-то заставлял оказывать какую-то материальную помощь нам, в этом случае она нам не нужна. Это вызвало бы только возмущение. Но, я думаю, что в основном это ретивые чиновники, которые для того, чтобы как бы выслужиться, выделиться и так далее и тому подобное... Я знаком с таким чиновником. Вот они такие неразумные действия и осуществляют, принимают. А нам, жителям Южной Осетии, вовеки не нужна такая помощь, которая идет не от души, не от сердца.
Любовь Чижова: Говорил житель Цхинвали, политолог Геннадий Кокоев. Российские власти сообщают, что во вторник в Южную Осетию из Нижегородской области отправилась вторая колонна с гуманитарным грузом. Это 60 тонн продуктов, детского питания, одежда, обувь, постельные принадлежности, игрушки, стиральные машины, и раскладушки. По официальным данным, после военного конфликта в Южную Осетию вернулись более 23 тысяч беженцев.