Ссылки для упрощенного доступа

Соединенные Штаты рассматривают несколько вариантов ответа на действия России в Грузии


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Аллан Давыдов.



Сергей Тарасов: Соединенные Штаты выразили удивление поспешностью, с которой Россия объявила о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.



Аллан Давыдов: Администрация Буша во вторник осудила решение президента России признать независимость Южной Осетии и Абхазии от Грузии. В заявлении Белого дома говорится: «Это решение противоречит многочисленным резолюциям Совета Безопасности ООН, за которые Россия голосовала в прошлом. Оно также противоречит достигнутому при содействии Франции соглашению из шести пунктов о прекращении военных действий, подписанному президентом Медведевым 12 августа... Решение России только нагнетает напряженность и усложняет дипломатические переговоры. В соответствии с резолюцией Совета безопасности ООН, которая остается в силе, Абхазия и Южная Осетия входят в пределы международно-признанных границ Грузии, и они должны там оставаться».


Государственный секретарь Соединенных Штатов Кондолиза Райс во вторник заявила, что Россия не имела права признавать независимость Абхазии и Южной Осетии.



Кондолиза Райс: Я считаю это достойным сожаления. Это, разумеется, ставит Россию в оппозицию по ряду резолюций Совета безопасности ООН, в состав которого она входит. Более всего ошеломляет то, что Россия – один из пяти постоянных членов Совета безопасности, имеющих право вето.



Аллан Давыдов: Райс сказала, что Соединенные Штаты, рассматривая Абхазию и Южную Осетию «в составе международно-признанных границ Грузии», используют свое право вето в Совбезе, чтобы блокировать любые попытки России изменить статус этих самопровозглашенных республик.


В Вашингтоне представитель Госдепартамента Роберт Вуд заявил, что Соединенные Штаты рассматривают несколько вариантов ответа на действия России. В ответ на вопрос, угрожают ли разногласия России и Запада международному сотрудничеству. Вуд сказал: «Мы не намерены нагнетать ситуацию». Однако он добавил, что США не позволят действиям России остаться без последствий.


Прокомментировать позицию администрации США касательно признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии я попросил известного политолога Эндрю Качинса, директора российской и евразийской программ Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне.



Эндрю Качинс: Думаю, что логика администрации США довольно проста. Она исходит из того, что Россия - это страна, у которой нет полномочий даровать независимость Южной Осетии и Абхазии, которые международное сообщество считает субъектами территориального суверенитета Грузии. Администрация Буша считает, что последний шаг России способствует существенному обострению текущего конфликта на Кавказе.



Аллан Давыдов: Российские официальные лица обосновывают этот шаг, в частности, косовским прецедентом...



Эндрю Качинс: По мнению американского правительства, аналогия Косова с Южной Осетией и Абхазией неуместна. Российская сторона считает наоборот и напоминает, что задолго предупреждала Соединенные Штаты об опасности прецедента, основанного на предоставлении независимости Косову. Россия также предупреждала, что расширение НАТО за счет Грузии и Украины вышло бы за рамки допустимого. Однако действия самой России в отношении Грузии в последние две недели вышли за эти рамки намного дальше, чем кто-либо мог предположить.



Аллан Давыдов: Что теперь будет с американо-российскими отношениями?



Эндрю Качинс: Последние действия России, безусловно, очень отрицательно на них скажутся. Но надо признать, что атмосфера этих отношений и так напоминала эпоху «холодной войны». Последние месяцы ознаменованы рядом дипломатических провалов. Я считаю, что грузинский кризис можно было предотвратить, многое указывало на то, что он зреет. Соединенные Штаты, судя по всему, были застигнуты врасплох произошедшим. Это значит, что дипломаты оказались не на высоте. Меня просто удивило в эти дни отсутствие между нашими странами дипломатических контактов на высоком уровне, и прежде всего то, что госсекретарь Кондолиза Райс так и не посетила Москву за более чем две недели с момента начала военных действий в Грузии.



Аллан Давыдов: А как может отразиться на самой России признание ею независимости сепаратистских регионов Грузии?



Эндрю Качинс: Безусловно, встает вопрос о том, не открыла ли Россия сама для себя ящик Пандоры. Некоторые регионы на Северном Кавказе уже требовали независимости от России, прежде всего – Чечня. Возможно, российское руководство прежде чем пойти на этот шаг, провело некоторые расчеты, позволяющие не тревожиться и посмотреть, как все сработает. Мне интересно, какие страны последуют за Россией и признают независимость Абхазии и Южной Осетии. Я предполагаю, что таковых найдется очень немного, и это приведет к дальнейшей дипломатической изоляции России.



Аллан Давыдов: Сказал вашингтонский политолог Эндрю Качинс.


Между тем в американской прессе появляются комментарии о том, что действия России в Грузии уже нанесли ущерб российской экономике, зависящей от западных инвестиций и технологий. Как сообщается в редакционной статье газеты «Вашингтон Пост», в текущем месяце запасы российских валютных резервов резко сократились, поскольку инвесторы начали забирать свои деньги из России такими темпами, каких она не видела со времен кризиса рубля в 1998 году.


XS
SM
MD
LG