Ссылки для упрощенного доступа

Комиссар Хаммарберг: правда о точном числе жертв войны выяснится


Комиссар и нацлидер
Комиссар и нацлидер
Томас Хаммарберг известен такой привычкой - сначала он приезжает в Россию (например, на Кавказ), смотрит, как там дела, прибывает в Москву и дает очень осторожную пресс-конференцию. А потом возвращается в Страсбург, и появляется доклад, в котором содержится много неприкрытой правды.


Сегодня Томас Хаммарберг от этого стандарта не отклонился. В пятницу на пресс-конференции в российской столице он заявил говорил о том, что в происходящем на Южном Кавказе виноваты фактически обе стороны: «Я уже сейчас могу сказать, что главный тезис этого доклада будет состоять в следующем - пришло время, когда все лица, принимающие решения со всех сторон, должны уделить больше внимания гуманитарным аспектам кризиса, гуманитарным потребностям людей. Я прекрасно понимаю, что необходимо решать и политическую сторону конфликта, но мой мандат - это стремиться защитить интересы жертв конфликта на основе согласованных стандартов прав человека и в соответствии с международным гуманитарным правом. Мне кажется, что еще не все поняли всю катастрофичность последствий этого конфликта для людей, для пострадавших, для жертв. Десятки тысяч людей стали беженцами. Некоторые смогли уже начать движение назад, на юг с севера, но по-прежнему многие находятся на территории Северной Осетии. В Грузии большое число перемещенных лиц, вынужденных переселенцев. Необходимо сделать все возможное для того, чтобы содействовать возвращению людей в свои дома».


Российские СМИ растиражировали одно из высказываний Томаса Хаммарберга как опровергающую -де заявление международной правозащитной организации Human Rights Watch о подлинном числе жертв конфликта. На самом деле оно звучало так:


- Что касается числа погибших. Я, разумеется, в курсе тех цифр, которые назывались, в частности, с российской стороны некоторые источники давали цифру около двух тысяч погибших. Грузинская сторона утверждает, что число жертв значительно меньше. Фактически сейчас никто не знает. В некоторых случаях тела налицо. Эти тела подсчитаны. В частности, целый ряд тел погибших был подсчитан в больнице в Цхинвали. На днях вечером произошел обмен телами погибших с обеих сторон. Проблема заключается в том, что довольно большое число людей пропало и неизвестно, погибли они или прячутся. Многие люди, найденные живыми, которые были предметом обмена на днях (например, 85 человек, которых удерживала осетинская сторона), это были лица, которые пропали, а затем были обнаружены. Их задержала южноосетинская милиция. Кроме того, меня проинформировали, что российские миротворцы нашли в районе конфликта около 100 человек, которые прятались, лица грузинской национальности, которых российские миротворцы привезли в Гори и передали грузинской стороне. Я подозреваю, что еще определенное число людей по-прежнему прячутся.


- Кроме того, нам известно, что определенное число тел погибших в деревнях были погребены там же. Нам даже сообщали, что некоторые погибшие были похоронены на территории дома, в садах, на участках. Их пришлось срочно похоронить, чтобы разлагающиеся тела не стали источником болезни. Сколько таковых - мы не знаем. Пока не удалось составить своего рода карту тех мест в Южной Осетии, где похоронены тела погибших. Я не хотел бы политизировать дискуссию о том, сколько точно людей погибло. Во всяком случае, число погибших, видимо, больше, чем число точно установленных погибших, которое приводилось некоторыми организациями, например, Human Rights Watch. Их подсчет основан на количестве тел точно установленных; но правда, разумеется, выяснится.


Ранее в эфире РС заместитель директора Московского бюро Human Rights Watch Татьяна Локшина привела такие оценки на этот счет: «Уже сейчас Следственный комитет прокуратуры Российской Федерации озвучил свои предварительные данные. У них большая бригада - 200 человек. Они работали на территории республики последнюю неделю. Они говорят о 133 гражданских лицах. При этом я подозреваю, что, учитывая то, что осетинские ополченцы не имеют формального статуса военнослужащих, в эти 133 человека попали и ополченцы. Таким образом, у Следственного комитета прокуратуры и у HRW (а HRW говорит об этом уже где-то с 11 августа месяца) , данные очень схожи. Потери измеряются десятками, но не тысячами».


Как это все отразится на положении России в Совете Европы, чьим комиссаром по правам человека и является г-н Хаммарберг? Заместитель председателя комитета по международным делам Госдумы Леонид Слуцкий полагает, что Москве следует быть готовой к призывам о приостановлении ее членства в СЕ: «Есть такие оголтелые члены ПАСЕ. Они всегда, к сожалению, будут. Но мы, я думаю, сумеем отстоять свою позицию. За последние годы позиции делегации усилились. Мы научились работать в Совете Европы, и не только на уровне Парламентской Ассамблеи. Сегодня в этой самой широкоохватной европейской организации, которая насчитывает 47 государств-членов, мы достаточно эффективно, как я считаю, продвигаем российскую позицию. Хотя нам прийтись и не просто. Здесь гораздо более жесткими и более яростными будут дебаты, нежели, например, по Косово. У нас будет возможность свою позицию отстоять, и мы это сделаем… То, что предлагается в ПАСЕ, в частности, против нас, зачастую носит откровенно нелогичный и, я бы даже сказал резче, шизофренический характер. Когда читаешь эти документы, другого слова не находится. Ничего. Я думаю, что сегодня в ПАСЕ сильна здравая составляющая во всех политических группах в составе Ассамблеи. Мы сумеем отстоять наше видение дальнейшего развития этих регионов (Абхазии и Южной Осетии – РС)».


XS
SM
MD
LG