Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитные организации призывают российские власти наказать виновных по фактам грабежей и поджогов в грузинских селах Южной Осетии


Программу ведет Марина Дубовик. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Аллан Давыдов.



Марина Дубовик: Международная правозащитная организация Human Rights Watch со штаб-квартирой в Нью-Йорке призвала российские власти провести тщательное расследование и наказать виновных по фактам грабежей и поджогов в грузинских селах на территории Южной Осетии. Среди документальных подтверждений беззакония – фотоснимки, сделанные из космоса.



Аллан Давыдов: Как говорится в пресс-релизе Human Rights Watch , свежие спутниковые изображения местности свидетельствуют о многочисленных случаях поджогов домов по меньшей мере в пяти этнических грузинских селах на территории Южной Осетии после окончания там боевых действий. Фотографии были сделаны из космоса 19 августа в рамках международной программы UNOSAT , которая выполняет картографические работы для различных агентств Организации объединенных наций. Human Rights Watch заявляет, что результаты анализа снимков специалистами UNOSAT приводят к окончательному выводу о планомерном и массовом характере уничтожения домов этнических грузин в Южной Осетии. По мнению правозащитников, снимки убедительно свидетельствуют, что большинство домов, уничтоженных в селах Тамарашени, Кехви, Курта, Нижние и Верхние Ачавети стали объектами умышленного поджога. Изображения высокой четкости не обнаруживают следов авиабомбардировки, артиллерийского или ракетного обстрела. Каменная или кирпичная кладка стен домов в основном нетронута, но при этом обрушены крыши, что свидетельствует о сожжении домов, – утверждает Human Rights Watch со ссылкой на квалифицированных экспертов.


Прокомментировать эти выводы я попросил заместителя директора отделения Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии Рэйчел Денбер.



Рэйчел Денбер: Представители нашей организации сами видели, как осетины грабили и поджигали дома этнических грузин в селах Тамарашени и Кехви. На их глазах осетинские милиционеры, угрожая сельчанам огнестрельным оружием, растаскивали их имущество и грузили в свои автомобили, затем поджигали дома. Эти бесчинства происходили уже после окончания боевых действий. Вдобавок мы опросили жителей пяти грузинских деревень - жертв поджогов и мародерства. Создана доказательная база по преступным действиям осетинских милиционеров. И сейчас она получила весомое подкрепление в виде снимков, сделанных из космоса. Эти фотографии служат не только дополнительными доказательствами преступлений против мирных грузинских крестьян, но и указывают на планомерность и массовый характер поджогов их домов. Поджоги оказались более широкомасштабными, чем это первоначально задокументировали наши представители.



Аллан Давыдов: Откуда уверенность в том, что поджигали дома грузин именно осетины?



Рэйчел Денбер: Они сами не скрывали что это их рук дело. Когда наш представитель спросил двоих из них - ополченца и, судя по всему, сотрудника осетинских силовых структур, - что здесь произошло, то они так и заявили: «Это сделали наши люди для того, чтобы грузины больше никогда не вернулись в свои деревни». Организация Human Rights Watch настаивает, чтобы российская сторона провела расследование и наказала всех, кто грабил грузин и поджигал их дома. Поскольку Россия сейчас установила полный контроль над Южной Осетии, она обязана обеспечить законность и защитить гражданское население этой территории от подобных преступлений.



Аллан Давыдов: Есть ли у Human Rights Watch задокументированные свидетельства того, что грузинская сторона осуществляла подобные действия против осетин?



Рэйчел Денбер: В настоящий момент мы не располагаем информацией о том, что в этом конфликте грузины совершали мародерство и поджоги в деревнях, населенных этническими осетинами. В то же время для нас совершенно очевидно, что грузинская сторона при вооруженном штурме Южной Осетии 7 и 8 августа действовала неизбирательно и несоразмерно, направив огонь ракетных систем залпового огня «Град» на густонаселенные районы проживания мирных граждан. Здесь картина ясна.



Аллан Давыдов: Но вернемся к пресловутым спутниковым фотоснимкам сожженных домов в грузинских деревнях. С какой степенью достоверности современная съемка из космоса может дополнять картину в зоне вооруженного конфликта? Об этом я спросил эксперта по космической разведки директора вашингтонской компании « Global Security » Джона Пайка.



Джон Пайк: Многое зависит от качества полученных снимков и от рельефа местности. Но если применяется фотоаппаратура с пространственным разрешением в 60 сантиметров, и объектом спутниковой съемки служат не крошечные соломенные хижины в суданской провинции Дарфур, а дома с несколькими комнатами, и если к тому же вы располагаете изображением этой местности до начала там военных действий, то будет легко определить, где здание целое, где поврежденное, а где разрушенное. Снимки высокой разрешимости, сделанные с коммерческого спутника, обеспечивают хорошую проработку деталей. В этом нет никакого сомнения.



Аллан Давыдов: Правозащитная организация Human Rights Watch , ссылаясь на данные фотосъемки из космоса, сообщает, что в результате боевых действий и поджогов в семи грузинских селах на территории Южной Осетии разрушены или серьезно повреждены 783 дома.


XS
SM
MD
LG