Ссылки для упрощенного доступа

В Воронеже открывают памятник поэту Осипу Мандельштаму


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Михаил Жеребятьев.



Евгения Назарец : Сегодня в Воронеже открывают памятник поэту Осипу Мандельштаму, три года прожившему здесь в ссылке. С подробностями корреспондент Радио Свобода в Воронеже Михаил Жеребятьев.



Михаил Жеребятьев : Вообще-то, памятник работы московского скульптора Лазаря Гадаева, установленный в центре Воронежа напротив дома, где жил поэт, создавался для Москвы. Однако история распорядилась иначе. Впрочем, и такой поворот событий тоже имеет мандельштамовско-биографическую подоплеку. Друзья опального поэта утверждали, что сам он, вероятно чувствуя приближение смерти, заводил разговор о памятнике ему именно здесь в Воронеже. Рассказывает Галина Умывакина, поэт, член Воронежской инициативной группы по увековечиванию памяти Осипа Мандельштама.



Галина Умывакина : Вместе с антропологом Разиньским, который тоже сюда попал, в общем-то, не по доброй воли, а искал работу, одни словом, эти два интеллигентных, образованных человека сидели на скамейке в Кольцовском сквере около памятника Алексею Кольцову. Осип Эмильевич, глядя на Кольцова, возле которого он тут был окольцован, как он сказал в одном из стихотворений: "Как вы думаете, будет мне когда-нибудь поставлен памятник в Воронеже?"


Сейчас, оглядываясь фактически на 70 лет назад, думаешь, как воспринимать эти слова Осипа Эмильевича - как шутку, как многие пишут, или как пророчество? Мне кажется, что у поэта не бывает случайных мыслей и случайных слов. У великого поэта каким был Осип Эмильевич, конечно, было ощущение своего места и на земле, и в русской речи, и в истории мировой культуры. Слова эти оказались пророческими. Надежда Яковлевна неоднократно в своих воспоминаниях говорила, что Воронеж был чудом, и чудо нас сюда привело. Жилось им тут очень несладко. Они все равно были изолированы, были отщепенцами, изгоями, безработными, полуголодными. Но три года более или менее спокойной жизни Воронеж подарил Осипу Эмильевичу. А если мы еще вспомним Анну Андреевну, которая, к слову сказать, навестила здесь своего опального друга в феврале 1976 года, и у нас в Воронеже этому событию посвящена очень, по-моему, достойная мемориальная доска, она так говорила: "Поразительно, что просто, широта, глубокое дыхание появились в стихах Мандельштама именно в Воронеже, когда он был совсем несвободен".


Мне кажется, что появление памятника в Воронеже - это тоже чудо своего рода. Хотя это чудо приближалось усилиями многих и многих людей. Если бы этих усилий не было, то и памятника бы не было. Сам по себе памятник ни откуда не прилетает и на землю в отведенном ему место не становится. Мне кажется, чем своеобычен воронежский проект, что тут сошлось давнее желание, давняя мечта не только воронежцев, но и многих людей, разбросанных по всему миру, помнить о поэте, помнить о его памяти, мечтать о том, чтобы памятник случился.



Михаил Жеребятьев : Это второй памятник Осипу Мандельштаму в России. Первый появился на месте пересыльного лагеря во Владивостоке, где 70 лет назад трагически оборвался земной путь поэта. Возможно, после памятника в Воронеже, ведь до него была мемориальная доска, в городе появятся и музей-квартира, и улица Мандельштама. Последнее тоже из области пророческих пожеланий самого поэта.



XS
SM
MD
LG