Ссылки для упрощенного доступа

Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер о кавказском конфликте и о возможной линии Евросоюза в отношениях с Россией


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Юрий Векслер.



Евгения Назарец : Вопрос о целесообразности введения экономических санкций против России не нашел однозначного ответа среди членов Евросоюза. Профессиональный юрист, депутат бундестага от партии либералов Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер была министром юстиции Германии в правительстве Гельмута Коля. О кавказском конфликте и возможной линии Евросоюза в отношениях с Россией, с ней поговорил наш корреспондент в Германии Юрий Векслер.



Юрий Векслер : Видите ли вы, как юрист, нарушения норм международного права в кавказском конфликте, в частности, со стороны России?



Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер : Само официальное признание самостоятельными государствами этих двух провинций на территории Грузии является нарушением международного права. Это попытка изменения государственных границ, что в такой форме не предусматривается международным правом. Изменение границ не может быть сделано в одностороннем порядке. И то, что Россия пошла на это и признала Южную Осетию и Абхазию в качестве самостоятельных государств это нарушение норм международного права.



Юрий Векслер : Чего следует ожидать, по вашему мнению, от саммита Евросоюза по кавказскому конфликту?



Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер : Я надеюсь, во-первых, что главы государств Евросоюза придут к единой линии. Для меня к этой линии относится как раз необходимость разговора с Россией о нарушении ею норм международного права и осуждение этого нарушения, но санкции против России не принесут ничего. Они не могут привести к разрешению этой ситуации. Результаты могут быть достигнуты только в переговорах друг с другом в диалоге. Поэтому надо отбросить саму идею санкций. Цель на данном этапе - ясный и ведущий к достижению определенных целей диалог с Россией.



Юрий Векслер : Если в Абхазии после войны 1992 года практически не осталось грузинского населения, то в Южной Осетии до недавнего времени были грузинские села. Ясно при этом также, что население Южной Осетии и Абхазии, сами осетины и абхазы, не могут после этого конфликта представлять свое будущее в составе Грузии. Как должно мировое сообщество, на ваш взгляд, воспринимать эту ситуацию конкретных людей?



Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер : Ситуация, действительно, труднейшая как для Грузии, так и для обеих провозгласивших свою независимость непризнанных государств. Ведь ясно, что никакого широкого признания независимости этих новообразований не последует. По крайней мере, этого не последует со стороны Евросоюза и мировых держав. Эти страны обеспокоены конфликтом, так как здесь налицо попытка изменения границ. Но Европейский Союз должен быть обеспокоен еще тем, как он может помочь людям в зоне конфликта, ибо там имеют место этнически мотивированные принуждения покидать привычные места жительства, есть случаи посягательства на частную собственность, случаи лишения людей привычных корней. Противостояние этому должно быть важнейшей задачей. Но следует также держать во внимание то, насколько обоснована независимость этих двух грузинских провинций, так как сам факт признания их Россией не принесет им ничего существенного, и мало что доказывает. Хотели ли и хотят ли жители Южной Осетии и Абхазии действительно жить в независимых государствах, или это просто этап вхождения их в состав России? В таком развитии таятся новые проблемы. Поэтому для нас нет никаких альтернатив помощи людям Грузии, как нет альтернативы и диалогу, в котором надо пытаться добиваться на долгосрочную перспективу изменения позиции России.



Юрий Векслер : Насколько оправданным было бы, на ваш взгляд, скорое вступление Грузии и Украины в НАТО, которого добиваются руководители этих государств?



Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер : Я считаю, что возможное вступление Украины и Грузии в НАТО не должно рассматриваться как актуальная задача. Это привело бы к новой степени напряженности ситуации. Страны, участвующие в конфликтах, вообще не должны быть признанными в качестве возможных членов НАТО, так как подобные конфликты приведут к вовлечению в них всех стран-участниц НАТО. Поэтому вопрос об этом ставится Грузией и Украиной явно преждевременно. Я надеюсь, что именно это страны НАТО и дадут понять в ближайшее время.



XS
SM
MD
LG