Ссылки для упрощенного доступа

«Жизнь нас развела». Книга о президенте России представлена на Московской книжной ярмарке


Николай и Марина Сванидзе «Медведев», «Амфора», 2008 год
Николай и Марина Сванидзе «Медведев», «Амфора», 2008 год

3 сентября — первый день работы Московской международной книжной ярмарки. Ярмарка проводится уже в 21-й раз, и это самый большой книжный форум в России. В этом году его почетный гость — Украина.


Одной из первых прошла презентация книги Николая и Марины Сванидзе «Медведев» — это собрание интервью с Дмитрием Медведевым в период его предвыборной кампании и сразу после президентских выборов. Ярмарка, как обычно, открывалась на площади посреди павильонов Всероссийского выставочного центра. Играл оркестр, девушки в гусарской форме били в барабаны, были зачитаны приветственные телеграммы от президента Дмитрия Медведева и президента Украины Виктора Ющенко, поскольку Украина является почетным гостем ярмарки.


Глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский объявил, какую книгу сегодня на ярмарке следует считать главной: «У нас состоятся сотни мероприятий. Чтобы продемонстрировать их уровень, первое мероприятие в рамках работы книжной выставки-ярмарки — пресс-конференция Николая и Марины Сванидзе, которые презентуют новую книжку с простым, скромным, лирическим названием "Медведев". Разрешите объявить 21-ю Московскую международную книжную выставку-ярмарку открытой».


На пути в павильон на презентацию главной книги встречается палатка с надписью «Правда», в ней торгует партийной литературой лидер КПРФ Геннадий Зюганов. А покупает он литературу патриотическую: «Ну, я уже купил для своих детей подборку героев, которые спасли нашу страну и которые защищали, от Александра Невского и Дмитрия Донского до Кутузова и Жукова. Взял своим домашним книгу "Современный сад и 150 новых секретов его оформления"», — говорит Геннадий Зюганов.


На презентацию книги Сванидзе о президенте Медведеве лидер коммунистов идти не собирается: «Нет, не пойду. Я считаю, ему надо было о Саакашвили писать».


Портрет Зюганова висит на стенде издательства «Молодая гвардия», его биография издана в серии «Жизнь замечательных людей». Правда, главное место в иерархии многих жизнеописаний, судя по размерам фотографий, занимает все-таки Александр Солженицын. Автор новой исторической серии «Молодой гвардии» Константин Ковалев рассказывает о своем герое, имеющем отношение к русской государственности: «Юрий Звенигородский — это, на самом деле, Юрий Дмитриевич, Великий князь Московский — был сыном Дмитрия Донского. И вообще, он был в этом смысле уникальным младенцем, когда он родился. Он был сыном двух будущих святых Русской православной церкви — это Евдокии Московской, или Ефросиньи в монашестве, сейчас ее мощи выставлены в Архангельском соборе Московского Кремля, впервые за 80 лет, а также он был сыном Дмитрия Донского, Святого благоверного князя. Родился он в День Святого Георгия, который является до сих пор покровителем Москвы и составной частью герба Российской Федерации».


На пути к презентации книги о Медведеве много препятствий рекламного характера в виде объявлений: «Сегодня судьба даст вам шанс. Сегодня на нашем стенде вас ждет встреча с новым романом, с романом "Отражение", роман культового автора...»


Директор издательства «Амфора» Олег Седов делится сокровенным о возникновении проекта «Медведев»: «Когда стало очевидно, что должность президента Российской Федерации может занять человек, которому исполнилось 42 года, мне это стало интересно как феномен. Потому что мне тоже 40 лет, и я понял, что наше поколение приходит к власти».


И, наконец, слово автору книги — Николаю Сванидзе: «Было несколько встреч общим числом, если не ошибаюсь, восемь. Последний раз уже в президентской резиденции. Под чаек, под виниловые пластинки с записями, как правило, тяжелого рока. Планировалось, что это выйдет в мае, но в результате, я считаю, это пошло во благо. Я бы две причины назвал. Одна причина — это то, что он говорит, уже можно сопоставлять с тем, что он делает. И второе, то, что именно он делает, это связано с последними драматическими событиями, это тем более интересно — проверить, посмотреть, как человек, который какие-то вещи говорит для книги, ведет себя в ситуации, для государственного руководителя экстремальной. А ситуация достаточно экстремальная, потому что это вызов для страны, ее руководства, которого, может быть, за все время существования России с 1991 года и не было. Поэтому есть, действительно, с чем сопоставлять слова. Непосредственно события на Кавказе мы там с ним, по понятным причинам, не обсуждаем, их тогда еще не было. Сравнивать можно только характер человека, который угадывается через его монологи. У меня большого удивления нет по поводу происходящего. Он произвел на меня впечатление, Дмитрий Анатольевич, человек с мягким внешним рисунком поведения, но этот рисунок — это манера и воспитание, но не характер. Здесь удивления у меня нет».


В книге есть эпизод, где Медведев говорит, что впервые встретился с Кондолизой Райс, когда она была помощником американского президента по национальной безопасности, а он, Медведев, руководителем администрации президента. Критик Галина Юзефович открыла книгу именно на этой странице: «Я, случайно открыв книжку в произвольном месте, прочитала фразу, которая меня очень зацепила, фразу Медведева. Он, говоря о своем опыте общения с Кондолизой Райс, говорит, что "жизнь нас развела, она вот стала госсекретарем, а я сами знаете, до какой жизни дошел". Это звучит как-то немножко пессимистично. Я хотела спросить, это шутка или он действительно чувствует себя до некоторой степени заложником обстоятельств, что его нынешний пост — это не результат его собственного стремления, а некое стечение обстоятельств, которое его в эту позицию поставило, как вам показалось?»


Николай Сванидзе ответил: «Наверное, все-таки шутка. Это не тот случай, на мой взгляд, когда нужно дергать человека и говорить: "Это вы пошутили или вы действительно считаете, что вы стали президентом, и этой такой ужас, что просто теперь вы не знаете, что с собой делать, и посыпаете себе голову пеплом?" Наверное, это такая фигура речи. У него, на самом деле, есть такое спокойное, не дерганное чувство юмора».


В книге «Медведев» не только интервью с президентом, но и рассуждения Сванидзе о русской истории в духе примирительной ностальгии, и короткие интервью с друзьями детства Медведева. Это способ сделать образ нового президента России обаятельным и привлекательным. А для того читателя, который заранее согласен со всеми действиями Медведева, этот литературный монтаж вполне годится.


XS
SM
MD
LG