Ссылки для упрощенного доступа

Другое лицо президента Каримова. Признания бывшего сотрудника спецслужб


Ирина Лагунина: Эту историю несколько месяцев расследовал мой коллега Джеффри Донован. Она получила своего рода разрешение, когда Икром Якубов, в прошлом майор Национальной службы безопасности Узбекистана и человек, напрямую докладывающий президенту страны, а ныне критик режима Каримова, приехал в Лондон, чтобы попросить политического убежища. Якубов бежал из Узбекистана в апреле этого года и с тех пор скрывался в третьей стране. Он говорит, что принял решение бежать, потому что в душе прошел очень долгий путь – от гордости за свою работу офицера безопасности до понимания, что он больше не хочет «работать палачом».



Икром Якубов: Когда я работал в правительстве Каримова, я видел много беззакония, много жутких вещей, чудовищных вещей: как они шили обвинения против людей, как они убивали и уничтожали людей, простых людей, простых мусульман, как они создавали страх у населения. И я тоже был одним из аппаратчиков, одной из частей этой ужасной политики.



Ирина Лагунина: То, что рассказывает Якубов, основано на его собственном опыте работы в Национальной службе безопасности, а затем – в течение двух лет – в Национальном совете безопасности. Документов с собой он не вывез. Он говорит, что президент Каримов лично отдал приказ войскам стрелять по толпе демонстрантов в городе Андижон в 2005 году, где, по словам Якубова, погибли около полутора тысяч человек. Осторожные оценки международных правозащитных организаций дают цифру в два раза меньше. Оппозиция и правозащитники и раньше говорили, что расстрел толпы произошел по приказу президента страны, но Каримов всегда отвергал эти обвинения. Обвинения, с которыми выступает Якубов, основаны на его личных разговорах с высшим офицером безопасности, принимавшим участие в событиях 13 мая 2005 года. Согласно его источнику, расстрел толпы производился силами под командованием бывшего таджикского полковника Махмуда Худайбердыева. Худайбердыев в розыске в Таджикистане по обвинению в подготовке государственного переворота. Отряд Худайбердыева в Узбекистане входит в элитные силы охраны Каримова и его дочерей. По словам Якубова, им поручено обеспечить плавный переход власти в случае смерти отца, которому 70 лет и который сильно болен, к дочери Гульнаре Каримовой.


Якубов также утверждает, что узбекское правительство проводит политику «подставного терроризма» - организует теракты, а потом списывает их на исламских боевиков, чтобы представить в черном цвете оппозицию и получить поддержку за рубежом. Более того, Якубов утверждает, что и авиакатастрофа 2004 года, в которой погиб представитель ООН Ричард Конрой, тоже была подстроена властями.


Схожие обвинения уже звучали из уст диссидентов, оппозиции и критиков режима, включая бывшего посла Великобритании в Ташкенте Крэга Мюррея. «Это – не огульные обвинения, - говорит посол, - это новые детали к картине вещей, которые мы уже, в общем, знали и к которым есть определенные доказательства». Но Мюррей предлагает относиться к признанию с осторожностью, и вот по какой причине.



Крэг Мюррей: В Узбекистане царит паранойя. Агенты, двойные агенты, люди, играющие на обе стороны и доносящие обеим сторонам. И хотя информация Якубова выглядит подлинной и очень интересной, стоит сохранять определенную долю осторожности и сомнения.



Ирина Лагунина: Якубов отрицает, что является двойным агентом. Уехавшие на запад лидеры оппозиции, узбекские диссиденты подтверждают, что он действительно входил в круг приближенных к Каримову и занимал посты в Национальной службе безопасности, а затем в Совете безопасности страны. Когда наша радиостанция впервые вышла с ним на связь, он готов был дать интервью только на условии анонимности. Но в середине июля в невыясненных обстоятельствах в автокатастрофе погиб его родственник в Узбекистане, и Якубов решил открыть свое имя. Наши корреспонденты встретились с ним в стране, где он все это время скрывался.



Икром Якубов: Это будет сложно для моей семьи, для учителей, которые меня подготовили и рекомендовали для работы на Каримова. Я знаю, как это будет для них сложно. Но это моя судьба и мое решение. Я решил сказать правду о незаконном правлении Каримова. И никто не может меня остановить.



Ирина Лагунина: Якубов стал информатором спецслужб, еще будучи студентом ташкентского государственного университета, 15 лет назад. Карьера развивалась довольно плавно, и в начале 2002 года Якубов занял должность главы «информационной безопасности» - управления, которое занимается наблюдением за международными организациями, диссидентами и прессой. Но двумя годами позже его сняли с этой должности за то, что он написал докладную записку с критикой политики властей. Она касалась взрывов в Ташкенте и Бухаре, в которых погибли 47 человек.


Правительство обвинило в этих терактах Исламское движение Узбекистана, организацию, внесенную в список террористических Государственным департаментом США, и партию Хизб-ут-Тахрир, которая отвергает насилие, но выступает за создание исламского халифата в Центральной Азии. Якубов говорит, что после разговора с оперативником, который занимался этими взрывами, он понял, что теракты были подготовлены самим правительством. К аналогичному выводу пришел и бывший британский посланник в Ташкенте. Крэг Мюррей лично изучил место взрыва и описал этот эпизод в своей книге «Убийство в Самарканде».



Крэг Мюррей: И я написал в Лондон, что я подозреваю, что это подставные террористические операции, совершенные узбекским правительством для того, чтобы оправдать репрессии и настроить общественное мнение против оппозиции. Это было официальное донесение Посольства Великобритании с нашими выводами. То, что говорит Якубов, похоже, подтверждает физические доказательства, которые мне удалось собрать на месте. Так что, думаю, эта информация выдерживает критику.



Ирина Лагунина: В связи с этим Якубов утверждает, что режим сам создает экстремистские группы и их лидеров, включая Тахира Юлдаша, главу Исламского движения Узбекистана и Акрама Юлдаша, духовного лидера Акрамии, группы, которая, по официальной узбекской информации, спровоцировала беспорядки в Андижоне.



Икром Якубов: Акрам Юлдаш, Тахир Юлдаш – это люди, специально созданные Службой национальной безопасности. У меня достаточно оснований так думать. И исламское движение создано СНБ по указанию Каримова. У Тахира Юлдаша довольно близкие отношения с Каримовым, и он выполняет приказы Каримова.



Ирина Лагунина: Якубов утверждает, что видел секретные документы, в которых говорилось о том, что Юлдаш убил Джуму Намангани, предыдущего лидера Исламского движения, чтобы получить полный контроль над этой группой. Намангани, как считалось ранее, был убит в Афганистане в ходе американской кампании против талибов, но его тело так никогда и не было обнаружено. Сам Тазир Юлдаш, по некоторой информации, сейчас скрывается в племенных районах на границе между Пакистаном и Афганистаном. Его группа действует совместно с талибами.


Узбекское правительство уже не раз сталкивалось с подобными обвинениями, но всегда всячески их отвергало. И Якубов знает, что сейчас пойдут встречные обвинения – против него самого. Вероятнее всего, говорит он, Ташкент выдаст международный ордер на его арест через Интерпол. И он уже знает, какими будут обвинения и приговор.



Икром Якубов: Думаю, смертная казнь. А в чем обвинят? В предательстве, в сотрудничестве с иностранными разведками, в поддержке действий против конституционного порядка в Узбекистане – что-то в этом духе. Может быть, это на самом деле предательство, нет? Но я вот что скажу: я не признаю Ислама Каримова в качестве законного президента Узбекистана. Пожалуйста, опубликуйте эти слова.


XS
SM
MD
LG