Ссылки для упрощенного доступа

Москва убеждает союзников «правильно расставлять акценты» по Кавказу


Чувство глубокого удовлетворения и сопутствующие общие ценности
Чувство глубокого удовлетворения и сопутствующие общие ценности
В четверг в Москве прошло заседание министров иностранных дел стран Организации договора о коллективной безопасности. Попытки России заручиться поддержкой партнеров в противостоянии с Грузией наблюдателей не впечатлили.
Сообщения об итогах заседания разнятся. По утверждению российской стороны, в заявлении глав МИД ОДКБ выражена глубокая озабоченность действиями грузинской стороны в Южной Осетии. Председательствовавший на заседании шеф армянской дипломатии Эдуард Налбандян выбрал для своего выступления перед прессой другие слова: «министры призвали к мирному разрешению существующих проблем, к объединению и содействию переговорам. Приветствуя одобрение шести принципов урегулирования конфликта в Южной Осетии, министры высказались в поддержку активной роли России в содействии миру и сотрудничеству в данном регионе».

Хозяина встречи Сергея Лаврова такие разночтения, по его словам, не смущают: «Мы удовлетворены содержанием заявления, оно правильно расставляет акценты, в нем есть все необходимые констатации, включая неприемлемость военных действий, которые предприняла Грузия против Южной Осетии, включая необходимость сделать все, чтобы не допустить повторения подобных попыток силового решения конфликтов и включая оценку того, что происходит вокруг событий в Южной Осетии, недопустимость двойных стандартов, недопустимость недооценки опасного развития ситуации в кавказском регионе. Это будет единой позицией стран ОДКБ, и наши послы и представители за рубежом будут согласованно действовать с тех позиций, которые сегодня одобрили министры».


При этом сами позиции остаются не вполне проясненными. Наблюдателей не удивляет такая двусмысленность. Она вытекает из неопределенности статуса самой ОДКБ, которая, как отмечает журналист московской газеты «Время новостей» Аркадий Дубнов, была создана для «цементирования союзнических отношений» ориентированных на Россию государств. Основным, если не единственным стимулом для этого является предоставляемое Москвой союзникам право закупать оружие и обучать свои военные кадры на льготных условиях.


По мнению г-на Дубнова, задача-максимум России на ОДКБ сейчас заключается в активизации публичной поддержки позиции Кремля на Кавказе. Это представляется ему трудно достижимым: «Генеральный секретарь ОДКБ генерал Николай Бордюжа в Ереване перед началом работы совещания секретарей Совбезов говорит о необходимости принятия в состав организации Южной Осетии и Абхазии, потому что все равно они захотят туда вступить, и нужна коллективная безопасность. Это опять попытка выдать желаемое за действительное. Для принятия этих республик в ОДКБ необходимо как минимум их признание дипломатическое со стороны всех стран - членов ОДКБ. На сегодня, как известно, примеру России никто не последовал, и ожидать, что это в ближайшее время произойдет (за исключением, возможно, только Белоруссии) не приходится».


Саммит организации пройдет завтра в Москве. Дмитрию Медведеву предстоит убеждаться воочию, насколько далеко готовы зайти в поддержке его действий коллеги.


Ближе к концу дня в четверг в Москву приехал и встретился с Лавровым итальянский министр иностранных дел Франко Фраттини. И именно Италию Лавров благодарил за то, что ее позиция, как считает Россия, была более или менее взвешенной: «Мы ценим, как это подчеркивал президент Медведев, что с самого начала нынешнего кризиса Италия играла весьма конструктивную роль, занимала сбалансированную, разумную позицию и не преследовала никаких иных целей, кроме как помочь стабилизировать обстановку и обеспечить мир и безопасность».


После встречи с Фраттини Лавров сказал, что Россия собирается сотрудничать с Евросоюзом в вопросе урегулирования российско-грузинского конфликта. По его словам, на переговорах Россия и Италия обменились мнениями о том, какие дополнительные шаги необходимо предпринять, чтобы обеспечить полное выполнение плана Медведев-Саркози, выдвинутого 12 августа: «В концентрированном виде эти задачи сводятся к тому, чтобы обеспечить беспристрастный международный мониторинг и контроль за зоной безопасности вокруг Южной Осетии и обеспечить, чтобы режим Саакашвили выполнил свои обязательства, главным образом в том, что касается безусловно гарантии неприменения силы вновь».


Франко Фраттини, в свою очередь, сказал, что очень рад заявлениям Москвы о том, что в Южной Осетии допускается деятельность ОБСЕ и международных полицейских сил. Он также собщил, что в Тбилиси фактически получил с Михаила Саакашвили обязательство не прибегать к применению силы в решении конфликта.


XS
SM
MD
LG