Ссылки для упрощенного доступа

История развития американо-ливийских отношений


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Александр Гостев.



Андрей Шароградский : Сегодня вечером начинается визит в Ливию госсекретаря США Кондолизы Райс, который уже называют историческим, так как Райс - самый высокопоставленный американский политик, посещающий Ливию с 1953 года, то есть за более чем полвека истории. Переговоры Райс с ливийским лидером Муаммаром Каддафи явно говорят об окончательной нормализации отношений между двумя странами. Отношения были прерваны в начале 80-х годов, когда США обвинили Ливию в поддержке терроризма. В 2003 году Ливия объявила о прекращении ядерных разработок и отказалась от поддержки экстремистов. Об истории американо-ливийских отношений и о том, какую роль Ливия отныне может играть на мировой арене, мой коллега Александр Гостев побеседовал с международным обозревателем Радио Свобода Ириной Лагуниной.



Александр Гостев : Визит Госсекретаря США Кондолизы Райс в Триполи - это, скорее, начало каких-то конкретных переговоров или же это просто знаковый визит, который показывает, что в целом отношения с США и Ливией улажены, и они не такие воинственно острые, какими казались еще несколько лет назад?



Ирина Лагунина : Поскольку это первый визит за такое время, он в любом случае носит знаковый характер. В принципе, конечно, сейчас довольно важно привлечь Ливию на сторону Запада еще ближе, чем она приблизилась сама за последние годы по одной простой причине. Явно есть какие-то подвижки в ближневосточном урегулировании, сирийско-израильские переговоры. Ливия, которая всегда выступала очень жестко антиизраильски, она даже участвовала в санкциях в 70-е годы (1973 год - нефтяные санкции) против Запада для того, чтобы заставить Запад отказаться от поддержки Израиля, тоже может играть в ближневосточном мирном процессе свою определенную и значительную роль.



Александр Гостев : Почему, собственно, отношения между Вашингтоном и Триполи были такими непростыми? В основном, насколько я помню, самые острые конфликты приходились на 70-е - 80-е годы.



Ирина Лагунина : Первый конфликт начался, на самом деле, с переворота, который совершил Муаммар Каддафи в 1969 году. Вообще, Ливия - уникальная страна. Это единственное в мире королевство, которое было создано ООН в 1951 году. Больше королевств ООН не создавала. После создания королевства Ливии и США, и Великобритания имели на территории Ливии военные базы, которые Муаммар Каддафи, придя к власти в 1969 году, сразу же закрыл и провозгласил политику как антизападную, так и антисоветскую сразу после переворота. Но эта антизападная политика вылилась в то, что на территории Ливии проходили тренировку практически все классические террористические организации ХХ века и неклассические организации XXI века как "Аль-Каида". Некоторые лидеры "Аль-Каиды" вышли из тренировочных лагерей. Более того, все африканские диктаторы и их армии также проходили тренировку в Ливии. Можно вспомнить того же Чарльза Тейлора в Либерии, например, и его окружение, которое было полностью подготовлено в лагерях Каддафи. Но это даже не так сильно испортило отношения с Западом, как прямые террористические действия Каддафи против Запада. Здесь можно вспомнить и взрыв в берлинской дискотеке в 1986 году, где погибли двое американских военнослужащих, за что США нанесли удары по ливийским объектам в том же 1986 году. Затем последовал теракт в 1988 году. Летевший из Европы в США над Шотландией самолет взорвался в воздухе. В связи с этим терактом были привлечены к ответственности двое сотрудников спецслужб Ливии. На следующий год последовал еще один теракт - также был взорван самолет. Уже шесть ливийцев привлекались к ответственности.


Все это привело к тому, что в 1992 году ООН были вынуждены ввести санкции против этой страны за поддержку терроризма. Вот эти, собственно, 10 лет после этого отношения были никакими, то есть их вообще не было. Перемены произошли только в 2002-2003 годах, когда Ливия вдруг неожиданно не только развернулась в сторону Запада, но и даже отказалась от своей ядерной программы и сдала ее на хранение в США. Теперь эта ядерная программа Ливии хранится в штате Пенсильвания.



Александр Гостев : Политику Ливии определяет ее лидер или диктатор Муаммар Каддафи, один человек. А что, собственно, поменялось в нем, в образе его мыслей? Под каким влиянием он так круто развернул курс своей страны?



Ирина Лагунина : Эти перемены происходили постепенно в течение 2 или 3 лет. С одной стороны говорят, что, конечно, сказались санкции, которые с 1992 года становились все жестче, жестче и жестче до 2002 года. Совет Безопасности принял несколько резолюций на этот счет. А, с другой стороны, подрос сын, который стал проповедовать прозападную политику, и явно стал влиять на отца. И те редкие интервью, которые сын дал, показывают, что, в общем, он хотел бы жить в соответствии с западными ценностями, а не с тем, в чем его вырастил Муаммар Каддафи. Так что, вот эти два фактора, вероятно, и привели к тому, что сейчас в мире есть даже такое выражение "ливийская модель", как модель изменения государства с помощью переговоров, с помощью дипломатического нажима, но без военных действий.



Александр Гостев : Официальное полное название страны - это Ливийская Социалистическая Арабская Джамахирия, то есть демократия. Можно сейчас говорить, что Ливия - это страна уже прозападная, или она сама по себе, или это страна, которая все-таки ориентирована на мусульманский Восток?



Ирина Лагунина : До сих пор Ливия вела себя как страна в стране. Были попытки играть в качестве регионального лидера, в качестве арабского лидера, но все-таки там есть и другие лидеры типа Египта, например, который намного более мощный и более исторически утвердившийся в роли лидера арабского мира. Но, тем не менее, как ни странно, у Ливии сейчас есть очень хороший шанс проявить себя, как международному игроку, как региональному игроку, потому что с января 2008 года Ливия, наконец, входит в число не постоянных членов Совета Безопасности ООН. Так что, у нее сейчас есть все возможности показать свою реальную политику и повернуться еще ближе к Западу.




XS
SM
MD
LG