Ссылки для упрощенного доступа

Чего удалось добиться Дику Чейни в Азербайджане


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие независимый бакинский политический эксперт Расим Мусабеков.



Андрей Шарый: Первым этапом турне вице-президента США Дика Чейни по странам СНГ были его переговоры в Азербайджане. Подводя итоги встреч американского представителя в Баку, обозреватели обращают внимание на то обстоятельство, что безоговорочной поддержки некоторые намерения Вашингтона у азербайджанского руководства не вызвали. Это относится и к предложениям в энергетической сфере, которые Чейни изложил президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, и к вопросам регионального политического партнерства. Об этом я беседовал с независимым бакинским политическим экспертом Расимом Мусабековым.



Расим Мусабеков : Однозначной активной поддержки Дик Чейни в Азербайджане не получил. Азербайджан для транспортировки собственных энергоресурсов нефти и газа такого рода трубопровод уже построил, хотя Россия и была недовольна. Она постоянно предрекала, что это невыгодный проект и так далее, но прямо на реализацию этих проектов не помешала. Сегодня, если, скажем, будет стоять вопрос о том, что Южный Кавказ становится основным маршрутом для транспортировки углеводородного сырья уже не только Азербайджана, но и Центральной Азии, Кавказа, конечно же, Россия начнет этому активно мешать. Потенциально вот этот новый газопровод фактически будет создавать угрозу уже существующим азербайджанским коммуникациям. Прокладке Транскаспийского трубопровода мешает реально существующие споры между Азербайджаном и Туркменистаном по поводу раздела Каспия. Сегодня побуждать Азербайджан идти на уступки Туркменистану в этом вопросе за то, что Туркменистан будет через территорию Азербайджана отправлять какие-то объемы газа, это абсолютно невыгодно для нас.



Андрей Шарый : Верно, что "Газпром" претендует на фактически всю нефтегазовую промышленность Азербайджана?



Расим Мусабеков : Ничего "Газпром" в установлении какого-то там монопольного положения на азербайджанские энергоресурсы... Это полный абсурд. Азербайджанские энергоресурсы (90 процентов) направляется на Запад через существующие трубопроводы Баку-Супса, Баку-Эрзерум (это газ) и Баку-Тбилиси-Джейхан (это нефть). Речь может идти только о дополнительных объемах газа, которые у Азербайджана могут появиться при выходе на разработку "Шах-Дениз-2". Это где-то примерно еще 8-10 миллиардов кубометров газа, которые в принципе можно частично отправлять по действующему газопроводу, но какие-то объемы могут передаваться по уже существующему газопроводу, я имею в виду 3, 4 до 5 миллиардов кубометров как в северном направлении в Россию (эти газопроводы уже существуют, их не надо строить), так и в Иран для замещения того газа, который Иран поставляет нашему анклаву нахичеванскому, который отрезан от Азербайджана. "Газпромовское" предложение заключается в этом. А это означает только, может быть, 5 процентов азербайджанских энергоресурсов.



Андрей Шарый : Все эти трагические события в Грузии и военный конфликт между Грузией и Россией куда толкнули Азербайджан? Как ведет себя азербайджанское руководство сейчас?



Расим Мусабеков : Азербайджан на стороне Грузии. Азербайджан поддерживал и будет поддерживать Грузию. Азербайджанская принципиальная позиция - это "нет сепаратизму". В этом смысле Россия от Азербайджана поддержку не получит. Другой разговор, что Соединенные Штаты Америки были, скажем так, главным союзником Грузии. США не защитила, не смогла защитить Грузию от российского вторжения. Азербайджан делает из этого соответствующие выводы. Азербайджан по сравнению с Грузией находится гораздо в худшем географическом положении. У Грузии только один в этом смысле источник опасности - Россия, у Азербайджана - это замороженная война с Арменией, которая форпост России, сама Россия и Иран. В этих условиях Азербайджану идти на какую-то конфронтацию с Россией было бы безумием. НАТО вывел свои корабли в Черное море пускай через 5-6 дней. Кто приведет эти корабли на защиту Баку и наших энергоустановок в Каспийское море? Если посмотреть на карту, осмотрительное поведение Азербайджана - это абсолютно очевидная правильная прагматическая линия поведения.


Дик Чейни предлагает Азербайджану гарантии безопасности. От кого - от России и Ирана? Реально эти гарантии безопасности, насколько еще будут обеспечены - это раз. А, во-вторых, конечно же, глобальная роль США, существование такого мощного супергосударства пускай опосредованно, но защищает независимость Азербайджана. Но появление США в регионе непосредственно может в этом смысле ухудшить ситуацию для Азербайджана. США готовы, скажем, защищать Азербайджан от Ирана и России, но совершенно абстрагируются от реальной азербайджанской проблемы, что Армения оккупируют 15 с лишним процентов азербайджанской территории. В общем, предложение Чейни для Азербайджана делает не столь уж привлекательным.



Андрей Шарый : У Азербайджана есть проблемы в отношениях с Грузией?



Расим Мусабеков : Нет практически. У Азербайджана с Грузией очень тесные партнерские отношения, если не сказать союзнические отношения. Вообще, если даже обратиться к истории независимости в начале ХХ века, единственные две страны, между которыми были договор о дружбе, сотрудничестве и безопасности это был Азербайджан с Грузией. Это естественно. География, конечно, толкает нас на поддержку друг другу. Это не слепая поддержка. Понятно, что режим в Азербайджане - это нефтяной авторитаризм, а в Грузии - это авторитаризм либеральный, скажем так, но, тем не менее, объективные интересы сторон нацелены на то, чтобы поддерживать друг друга. Для Азербайджана независимость Грузии столь же важна, как и собственная независимость. Как только Грузия превратится, скажем так, в прямого вассала России, Азербайджан, как спелая груша, без каких-либо усилий падает в подол России. Понятно, что Азербайджан поддерживал и будет поддерживать Грузию в том, чтобы она сохранила свою независимость, но не в той части, чтобы из-за этого идти и бодаться с Москвой, с Россией.



XS
SM
MD
LG