Ссылки для упрощенного доступа

Лилия Шевцова: "Москва не может себе больше позволить унижать Саркози и ставить Брюссель в неловкую позицию"


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Евгения Назарец.



Михаил Саленков : Сегодня в Москву для переговоров с президентом России Дмитрием Медведевым пребывают лидеры Евросоюза во главе с Николя Саркози, президентом председательствующей в ЕС Франции. Как ожидается, главным предметом переговоров станет выполнение Россией плана по урегулированию вооруженного конфликта на территории Грузии, получившего название «план Медведева-Саркози». О возможных перспективах предстоящих переговоров Евгения Назарец побеседовала с экспертом московского Карнеги-центра Лилией Шевцовой



Лилия Шевцова: Верхушка Европейского Союза - это не только Саркози, это еще и Баррозу, и Солана, то есть лидеры Европейского Союза, приезжают в Москву добиться того, чтобы Москва вывела свои войска из Грузии на исходную позицию - позицию 7 августа. Но по существу 8 числа, 8 сентября, речь будет идти о том, сможет ли Европейский Союз доказать, что он может объединить различные радикальные и умеренные позиции в одну позицию относительно России. До сих пор Европейскому Союзу это не удавалось.


Здесь есть еще один парадокс. Как это ни странно, у России есть непонимание самой политики Европейского Союза. Ведь сам тот факт, что ЕС отказался от столь резких и четко обусловленных санкций в отношении России, за исключением лишь одной очень мягкой санкции - ЕС заморозил переговоры о базовом соглашении между ЕС и Россией - и этот факт был воспринят Москвой, по-видимому, как победа российской дипломатии. Москва так и не осознала, что машина ЕС может развернуться и пойти в противоположную сторону, очень жесткую. Ведь по сути дела уже сейчас Европейский Союз начинает задумываться о том, что Россия - это не партнер, Россия - это, в принципе, чуждая цивилизация. И последствия вот этого осознания могут быть очень тяжелыми для России.



Евгения Назарец: Когда говорят о выводе российских войск на позиции предшествовавшие конфликту, Россия говорит о том, что войск там нет, есть только миротворцы, ЕС говорит, очевидно, о другом. В этом направлении может быть, на ваш взгляд, достигнуто нормальное понимание?



Лилия Шевцова: Я предполагаю, что какое-то взаимопонимание на этой встрече будет достигнуто. Потому что Москва не может себе больше позволить унижать Саркози и ставить Брюссель в очень неловкую позицию. Но в то же время очень многое будет еще зависеть оттого, как Москва определит свое понимание победы в Грузии. Уход российских миротворцев, то есть российских войск, которые теперь находятся на территории Грузии в форме миротворцев, будет означать уже определенную сдачу позиций. К чему, очевидно, Москва не готова. Я думаю, что спор будет. Я не исключаю того, что возможны какие-то промежуточные шаги. Например, договоренность о теоретическом согласии России допустить на территорию буферной зоны, скажем, международные полицейские силы. Но опять же окончательное решение этого вопроса будет зависеть от позиций непризнанных республик, которые признает Москва. Очевидно, в Кремле должны понимать, что без некоторого консенсуса, пусть и частичного, по вопросу о выводе российских войск будет очень сложно удержать следующий саммит ЕС, который несомненно состоится и будет опять-таки чрезвычайным, от принятия уже более жесткой позиции по России.



XS
SM
MD
LG