Ссылки для упрощенного доступа

Россияне о кавказской войне. Людмила Кирсанова, психолог


Людмила Кирсанова: Это не война одного народа против другого народа. Это определенная нравственная катастрофа, которая творится в душах многих людей на разных континентах и в разных странах. Наверное, в первую очередь, это огромная человеческая трагедия и война, которая живет в каждом из нас. Потому что уровень агрессии достаточно высок. Когда на общечеловеческий уровень агрессии подмешан какой-то важный политический интерес, это превращается в реальные действия, военные действия, в которых замешано все - замешана и политика, замешан и территориальный интерес, и экономический интерес, и финансовый интерес. Это, в конечном итоге, огромное преступление, потому что ценность жизни каждого - это ценность мира каждого. Убийство любого человека - солдата или мирного жителя - это убийство целого человеческого мира с радостями и горестями, с печалями и переживаниями. И в этой войне, которая только проявляется как война в прямом смысле этого слова, погибло огромное количество человеческих миров.

Вероника Боде: Вы сказали, что это преступление. С чьей стороны?


Людмила Кирсанова: Вы знаете, люди, которые наделены властью, более ответственны перед миром. К ним предъявляются иные требования. Если власть позволяет себе вести военные действия, оккупационные военные действия, наверное, это необыкновенная ответственность перед людьми. В войне нет тех людей, которые правы или не правы. В войне есть люди, которые погибают, в войне есть люди, которые исполняют приказы, и есть люди, которые погибают от тех людей, которые приказы исполняют. Особенно сейчас, в XXI веке, когда мы говорим, что мир меряется не территориями и деньгами, а мир меряется какими-то иными нравственными категориями, - наверное, вот это такое открытое военное противостояние более безответственно со стороны властей.


Вероника Боде: А каковы были ваши чувства, когда вы узнали об этом конфликте, обо всем, что произошло?


Людмила Кирсанова: Это было, в первую очередь, чувство безысходности. Потому что я понимала, что рядом со мной, на территории, которая не так далеко, - это не другой континент, - плачут дети, солдаты воюют и стреляют, женщины находятся в нечеловеческих условиях, старики потеряли все, что они имели и не имеют достойную старость. И неважно, кто ты – военный, солдат или ты человек, который является жертвой этих обстоятельств. Народы, когда разыгрывается политическая карта, к сожалению, не виноваты. И с осетинской, и с грузинской стороны любая человеческая потеря - это трагедия.


Вероника Боде: Как на ваш взгляд, можно выходить из таких ситуаций?


Людмила Кирсанова: Выход из любых ситуаций в человеческом мире, в мире, который обладает возможностью говорить, слушать и понимать, - это, наверное, все-таки способ переговоров, сложного, длительного процесса. Война же проявляется не только на территории той или иной страны. Война идет в душах людей. Внутренняя готовность к войне есть у людей. Поэтому каждый из нас, если сумеет найти точку внутреннего равновесия, - он будет не готов воевать. В том числе, конечно, речь идет и о людях, которые обладают властью.

XS
SM
MD
LG