Ссылки для упрощенного доступа

Россияне о кавказской войне. Александр Борисов, священник, настоятель храма Космы и Дамиана в Столешниковом переулке


Александр Борисов: Прежде всего, это трагедия, историческая трагедия, духовная трагедия, когда две страны, которые веками были вместе, которые имеют общую культуру, общую веру, имеют полное церковное общение, вдруг начинают воевать друг с другом таким жестоким образом. Это, конечно, очень грустно. И то, что происходит сейчас, когда фактически войска, которые там стоят, разрушают эту территорию и не только военные объекты, - это, что называется, эскалация конфликта. Это первое.

Второе. Собственно, два вопроса для России и для Грузии. Чем хочет Россия стать? В свое время у Соловьева было такое замечательное стихотворение, в котором был вопрос: "Какой, Россия, хочешь быть: Россией Ксеркса иль Христа?" Ксеркс - персидский царь с огромным войском, - ну, такой тоталитарный режим. Или хочешь стать Россией Христа, которая все-таки строит свою жизнь на основании христианской веры?


Две империи уже развалились: в 17-м году с миллионами жертв и в 90-м. Опять создавать империю, чтобы она опять развалилась? Надо не сферы влияния делить, а вместе идти к тому, чтобы люди нормально жили, против терроризма, против бессмысленного зла, уничтожения. Мне кажется, этот путь для России куда более продуктивен, чем стремиться наверстать бескровный раздел 91-го года и сейчас начинать что-то такое опять реставрировать, - это совершенно нелепый путь.


И, наконец, третье - это вопрос для Грузии, которую, как мне кажется, Россия должна всеми сила убеждать в том, что ей все-таки придется отказаться от этих территорий - Абхазии, Южной Осетии - хотя бы на какое-то время, на 10-20 лет. Но так, чтобы они не отходили к России, чтобы они были самостоятельными, но не входили в состав России. При желании, когда Грузия достигнет какого-то экономического, так сказать, продвижения, они, очень может быть, захотят и вновь войти. Но для этого необходимо их признать. Думаю, что это - единственный выход для Грузии, но Россия должна в этом ее убеждать, причем не силой оружия. Начать торговать, помогать, экономическое развитие, культурные контакты и так далее. Тогда может быть какой-то мир.


Вероника Боде: Как вы оцениваете реальную позицию России в этом конфликте?


Александр Борисов: Оценка того, что ответ был все-таки неадекватным, - думаю, это, наверное, правильно , что ответ значительно превысил то, что было необходимо.


Вероника Боде: Можно ли сказать, что в отношении к этому конфликту вы находитесь на чьей-то стороне?


Александр Борисов: Нет, я нахожусь все-таки на стороне того, что мы народы общей культуры, общей веры, общего духовного основания. Нам необходимо жить в мире. Но для этого России надо сойти с имперских позиций, а Грузии - признать, что народы Абхазии и Южной Осетии должны получить действительно самостоятельность.


XS
SM
MD
LG