Ссылки для упрощенного доступа

Кинообозрение с Андреем Загданским. Фильм Джона Марша «Человек па проволоке»





В сегодняшнем выпуске «Кинообозрения» ведущий этой рубрики Андрей Загданский расскажет о фильме, который можно считать необычным омажем двум погибшим 11 сентября небоскребам. Прошу вас, Андрей!



«Человек на проволоке», Джеймс Марш


« Man on Wire », dir . James Marsh


Андрей Загданский: Я смотрел фильм режиссера Джеймса Марша «Человек на проволоке» совершенно восхищенными глазами. Неудивительно, что картина получила сразу несколько престижных наград на международных кинофестивалях. В этой щедрой и очень развлекательной картине есть энергия, есть любовь, есть детектив, есть ирония, есть магия абсолютного безумия и есть-то, чего уже нет в Нью-Йорке - есть «близнецы» Всемирного Торгового Центра. Собственно говоря, «близнецы» и являются главным героем фильма, наравне с французским канатоходцем Филиппом Петитом. Еще задолго до Осамы бин Ладена Филипп Петит вообразил свой преступный план, свое преступление, теперь уже прошлого века. «Близнецы» тогда еще даже не были построены, когда 17- летний Петит увидел проект здания в журнале, томясь в ожидании в приемной дантиста. Между двумя зданиями должна была быть перекинута стальная проволока, и по ней пройдет Филипп Петит. И весь мир будет смотреть на него в восхищении, как он балансирует на самой высокой точке в мире.



Александр Генис: Да, можно представить себе соблазн для канатоходца, потому что эти два здания всегда были концептуальным вызовом. Всегда что-то мифологическое было в этих зданиях, еще задолго до того, как они стали символом войны с террором.



Андрей Загданский: Да, не случайно они привлекали внимание художников задолго до того, как произошла трагедия. Но, в отличие от Осама бин Ладена, Филипп Петит собирался играть только со своей собственной жизнью. «Если я погибну, - вспоминает Петит сейчас свое состояние тогда, в 74-м году, когда все это произошло, - что может быть прекраснее, чем смерть во имя собственной мечты?». Это очень французская фраза. Картина построена как детектив, как ограбление банка, когда все симпатии зрителей на стороне восхитительных грабителей, и мы в нетерпении смотрим на экран: ну когда же им, наконец, удастся сделать то, что они задумали? Безумный план Филиппа осуществляет целая группа французских и американских, совершенно бескорыстных, сумасшедших. Сегодня, уже в почтенном возрасте, эти седые интеллигентные люди говорят о деталях своего плана с энергией и абсолютной точностью, с уважениям к деталям. Кто придумал что, как они занесли в здание проволоку, как перекинули кабель между двумя зданиями, как занесли другое оборудование, как установили связь между двумя группами на крыше обеих башен – вы помните, тогда еще не было мобильных телефонов. Их рассказ подтвержден многочисленными архивными съемками 70-х годов, и мы видим, как молоды, как прекрасны и красивы эти преступники. Они все очень красивые люди. И вот наступило туманное утро в Нью-Йорке, когда весь город увидел человека на проволоке с шестом, там, высоко в небе, между двумя «близнецами», которые, кстати, были непопулярны в начале своей жизни в Нью-Йорке. И это совершенно магические кадры, волшебные по волнению, по эмоциональному импульсу, который охватывает зрительный зал. Это абсолютно прекрасно. Мы находимся в период постолимпийских сравнений, это прекрасно, как заплыв Майкла Фелпса, как забег Усейна Болта. И, даже больше - это совершенно неповторимо. То, что сделал Филипп Петит, подтворить не удастся уже никогда и никому. Это все продолжалось минут 40. Он не просто прошел между двумя зданиями, а он ходил туда-сюда, он подпрыгивал, он размахивал шестом. На его лице выражение совершенного блаженства, счастья, это пик человеческих эмоций - он сделал все, что он хотел. Он был арестован, но как-то мгновенно судебное обвинение было остановлено. Его французские друзья были наказаны - их выслали из Америки без права въезда в страну. Интересная деталь. Подруга Филиппа говорила, что когда она смотрела снизу на Филиппа, который ходит по проволоке между двумя зданиями, она поняла, что в их жизни начался другой этап, что-то изменилось. В фильме об этом много не сказано, но понимаешь, что для Филиппа и его друзей, которые принимали участие в этом проекте, началась разная жизнь. Филипп написал книгу, стал абсолютно знаменитым во всем мире.



Александр Генис: Самый знаменитый канатоходец.



Андрей Загданский: Знаменитее быть не может. Его друзей не ждала никакая слава. Ничего, кроме того, что они приняли участие в этой авантюре, и пережили ее.



Александр Генис: Вы сказали «чисто французская фраза». Я подумал, что это история из «Трех мушкетеров» – гасконское безумие.



Андрей Загданский: И я запомнил навсегда несколько кадров из этого фильма. Конечно же, совершенно потрясающие, захватывающие дыхание кадры, когда Филипп ходит по проволоке между двумя заданиями в Нью-Йорке. Это магическое впечатление. Но я помню людей, которые работали с ним, и сейчас они говорят и вспоминают, как это все было, и в один момент его приятель говорит: «И когда я увидел, что он идет по проволоке….», - взрослый человек опускает голову и начинает плакать. Это ощущение какого-то особого мгновения, которое они пережили и которое исчезло. Для меня оно осталось навсегда, оно добавляется к моим воспоминаниям о близнецах. Каждый раз, когда приходит 11 сентября, и я буду вспоминать, что произошло в этот день, я буду помнить не только эти здания, не только то, что произошло, но и этих людей, и слезы этого человека, который принял участие в этой безумной авантюре.



Александр Генис: Андрей, но режиссер не может не понимать, что любой фильм с «близнецами» это слово в диалоге о войне с террором.



Андрей Загданский: Конечно, он это понимает. Но это история двух зданий, это не история того, что случилось потом с ними. Это история того, как они жили, того, как началась их жизнь в нашем сознании, история городской мифологии Нью-Йорка. И, удивительным образом, жизнь этих зданий связана с двумя преступлениями. С артистическим преступлением Филиппа Петита и другим – террористическим актом Осамы бин Ладена.




Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG