Ссылки для упрощенного доступа

Грузинские политики обвиняют Россию в целенаправленной подготовке к военной агрессии против Грузии


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Георгий Кобаладзе, Андрей Шарый.



Андрей Шароградский : Министерство обороны Грузии категорически опровергло утверждение о том, что представители Генерального штаба грузинских вооруженных сил обвинили в развязывании войны в Южной Осетии президента Михаила Саакашвили. Рассказывает наш тбилисский корреспондент Георгий Кобаладзе.



Георгий Кобаладзе : В Министерстве обороны Грузии называют полной дезинформацией сообщения ряда СМИ со ссылкой на газету «Франкфуртен Альгемайне Цайтунг» о том, что представители Генерального штаба Вооруженных сил Грузии на неких консультациях в Брюсселе возложили всю ответственность за ход и итоги войны на президента страны и Верховного главнокомандующего Михаила Саакашвили. В Министерстве обороны отмечают, что такого органа как Генеральный штаб в Грузии уже не существует. Он заменён Объединённым штабом руководителей родов войск и направлений, который ничего подобного своим коллегам из НАТО не говорили. Тем не менее, примечательно, что грузинские СМИ никак не реагируют на сенсационные публикации, а значит нет и публичных опровержений со стороны руководства объединённого штаба.


Сейчас в Грузии больше говорят о последних событиях на западе страны, где, судя по сообщениям местных администраций, российские войска начали выполнять положения мирного плана «Саркози - Медведева» по отводу военных частей с территории собственно Грузии в Абхазию и Южную Осетию. Например в Поти, на черноморском побережье, российские военнослужащие начали разбирать заграждения у своих блокпостов, явно готовятся к тому, чтобы покинуть этот портовый город. Напомним, что именно пребывание российских частей в Поти, который не имеет никакого отношения к Абхазии и Южной Осетии и даже не входит в зоны безопасности вокруг признанных республик, было главным камнем преткновения в ходе переговоров по урегулированию конфликта. Аналогичная ситуация и в других западногрузинских городах - в Сенаки и Хоби. Как известно, согласно договорённостям, достигнутым в Москве между президентами Франции и России, Российская Федерация обязалась до 15 сентября отвести все войска, расположенные на линии Сенаки - Поти включительно. По этой линии проходят все важнейшие коммуникации, связывающие восток Грузии с черноморским побережьем.


Сложнее обстоят дела на востоке страны. По сообщению МВД Грузии, утром в среду осетинские бойцы подкрались к посту грузинской полиции у села Каралети (этот пост расположен недалеко от блокпоста российских военнослужащих) и открыли огонь, в результате чего один грузинский полицейский погиб. МВД обвиняет российскую сторону в том, что военнослужащие не помешали нападению и не оказали содействие полицейским в задержании преступников. Им удалось скрыться на территории Южной Осетии.



Андрей Шароградский : Грузинские политики, прежде всего, близкие к президенту республики Михаилу Саакашвили, обвиняют Россию в целенаправленной подготовке к военной агрессии против Грузии. По их сведениям, в августе Генштаб российских войск планировал проведение такой операции. Российские военные эксперты по-другому расставляют акценты. В ночь с 7 на 8 августа боевые действия в Южной Осетии начала именно грузинская сторона, к чему российские военные оказались готовы, в том числе и потому, что Москва годами поддерживала в Южной Осетии и Абхазии ситуацию, которую информированный московский эксперт Александр Гольц в беседе с моим коллегой Андреем Шарым, назвал "управляемым хаосом".



Александр Гольц : У всех, так или иначе связанных с Россией с вооруженными силам, было ощущение, что какие-то инциденты, события, как угодно говорите, произойдут. Вся деятельность российских вооруженных сил этим летом концентрировалась на том, чтобы подготовиться к таким событиям. Было проведено, по меньшей мере, два крупномасштабных учения. Первое - это учение пограничных сил, сил ФСБ и МЧС. Второе - "Кавказ 2008", в котором участвовало 8,5 тысяч военнослужащих, большое количество военной техники. Собственно, отрабатывалась операция. Но здесь дело тонкое. Плоха та армия, которая не чувствует возможный конфликт и не готовится к нему. Это не есть основание утверждать, что Россия готовилась к агрессии. Россия в течение многих лет занималась тем, что поддерживала, я бы назвал, это управляемым хаосом в Абхазии и Южной Осетии.


По моему мнению, в преддверии возможного вступления Грузии в НАТО, она собиралась заниматься этим и впредь. Более того, ощущение было, что если что-то произойдет, то это произойдет в Абхазии, а не в Южной Осетии. Как мы помним, туда тянули железнодорожную ветку и так далее и тому подобное.



Андрей Шарый : У вас есть ответ на вопрос - кто первым начал в ночь с 7 на 8 августа?



Александр Гольц : У меня есть такой ответ. Я довольно тщательно анализировал все поступившие сообщения. И, более или менее, понятно, что здесь начала Грузия. Скажу больше, ровно в тот момент, когда грузинский президент Саакашвили говорил об одностороннем прекращении огня, грузинские части уже выходили на позиции. Армия ведь это не тот инструмент, которым можно пользоваться, как волшебной палочкой. Вот сказал - и тут же начали стрелять. Есть нормативы оперативного развертывания танковых частей, артиллерийских частей особенно. Они должны встать на позиции, получить цель и указание. Это все занимает не считанные минуты. Это только в кино про Рэмбо так. В действительно это занимает часы. И вот я берусь утверждать, что ровно в тот момент, когда грузинский президент говорил об одностороннем прекращении огня, грузинские части заканчивали боевое развертывание.



Андрей Шарый : Российские военные (дополнительные подразделения и части) появились в Грузии очень быстро через Рокский перевал. Там какая-то чрезвычайно военная операция? Там были специально сконцентрированы войска или это нормально по тем самым нормативам?



Александр Гольц : Нет, конечно. Части были отмобилизованы. Вопрос нет. Более того, только-только закончились учения. Часть подразделений еще не вернулась в район дислокации. Вторая важная вещь, по-моему, заключается в том, что все-таки худо-бедно российской армии удалось сформировать как минимум несколько частей постоянной готовности, сформированных из контрактников. Призывники участвовали в этой кампании, но в явном меньшинстве. В основном воевали контрактные части.



Андрей Шарый : Можно назвать это, не беру политические аспекты всего этого дела, чисто военно-технические, победой русского оружия?



Александр Гольц : (Смеется) Дело в том, что, конечно, последнее, с чем хотелось бы сравнивать российскую армию, это с грузинской армией. Россия побеждала других противников и в других войнах. Да, безусловно, это была победа, но назвать это победой русского оружия я бы как-то не рискнул, поскольку противник был заведомо многократно слабее.



Андрей Шарый : Но, тем не менее, некоторые ваши коллеги говорили и называли грузинскую армию самой боеспособной из всех стран Содружества независимых государств.



Александр Гольц : Быть умнее Петра Петровича, не значит быть умным. Да, я допускаю, что грузинская армия самая мощная армия в Закавказье. Немыслимо сравнивать грузинскую армию, где едва набирается 30 тысяч военнослужащих, где было 12 боевых самолетов, даже с войсками Северо-Кавказского военного округа, который насчитывает около 100 тысяч человек, более 200 боевых самолетов, огромное количество артиллерии. Несопоставимые вещи.



XS
SM
MD
LG