Ссылки для упрощенного доступа

Сегодняшний факт. Запуск большого адронного коллайдера



Андрей Шарый : А сейчас я представлю вам заключительную рубрику программы «Время Свобода» - «Сегодняшний факт».


В Европейском центре ядерных исследований под Женевой прошел первый запуск большого адронного коллайдера. 10 сентября – это один из тех редких дней, когда о физике говорили на всех мировых каналах. О том, что это за машина и зачем она нужна, рассказывает научный обозреватель Радио Свобода Владимир Губайловский.



Владимир Губайловский : Проект этого уникального научного инструмента был одобрен в 1994 году. Строительство установки началось в 2001. Коллайдер представляет собой кольцо на глубине около 100 метров. Длина кольца составляет 27 километров. Причем 22 километра кольца окружены мощными сверхпроводящими магнитами, которые своим полем удерживают пучок тяжелых частиц. Работают эти магниты при температуре минус 271 градус по Цельсию.


Устройство по своему типу является коллайдером, то есть ускорителем на встречных пучках. Любой ускоритель может разгонять частицы и посылать их в мишень, но ясно, что если столкнуть два пучка, энергия столкновения будет в два раза больше. Большой адронный коллайдер будет разгонять адроны, то есть тяжелые частицы, планируется, что это будут протоны и ядра свинца. Энергия столкновения на порядок больше, чем у существующих сегодня ускорителей, в частности, у мощнейшего американского "Теватрона" в лаборатории Ферми.


Кроме самого ускорителя создана уникальная компьютерная сеть Computing Grid , которая будет запущена 3 октября. Запуск коллайдера еще 10 лет назад был почти бесполезен, поскольку объем порождаемой информации составляет 27 терабайт ежедневно. И не очень ясно было бы, что с ней делать. Сегодня эта информация будет сначала поступать в суперкомпьютерный дата-центр, откуда она будет передаваться 10 узлам первого уровня, разбросанным по разным странам мира. Скорость передачи данных составит 10 гигабит в секунду.



Андрей Шарый : Говорил мой коллега Владимир Губайловский. Теперь о том, каких результатов ученые ожидают от столь смелого эксперимента. У микрофона Радио Свободы научный редактор журнала «Вокруг света» Александр Сергеев.



Александр Сергеев : Прорывом становится всякий запуск принципиально нового инструмента. В данном случае энергия частиц, главный параметр, которым характеризуется исследование, повышается примерно в 15 раз по сравнению с тем, что было достигнуто до сих пор. То есть до сих пор самая большая энергия была - 1 тераэлектрон-вольт, а теперь будет 14 тераэлектрон-вольт. Каждый раз, когда энергетика или какой-то другой важный параметр повышается на порядок, происходят какие-то принципиальные прорывы. Какие именно, надежно предсказать нельзя.


Первая самая известная вещь - это ожидание открытия так называемого бозон Хиггса. Все уверены, что его найдут и, если не найдут ничего больше, это будет рассматриваться, как неудача. Бозон Хиггса - это такая частица, предсказанная пока исключительно теоретически, благодаря которой все остальные частицы приобретают массу. Дальше станет вопрос о том, насколько точно удалось физикам предсказать его свойства. Скорее всего, тут будет обнаружено что-то необычное, потому что уже есть признаки, что та теория, из которой он с его свойствами выведен - бозон Хиггса, не вполне точна. Уже есть признаки, что там потребуются заметные уточнения. Вот это самое интересное. Ну и, наконец, совершенно не исключено, что будут найдены совершенно новые частицы, о которых теоретики вообще не догадываются.


Это очень сложный проект, очень большой. Он состоит из огромного количества подпроектов, он использует унаследованную архитектуру, скажем, туннель не копали под этой адронный коллайдер, он был создан под прежний электронный коллайдер. Кроме туннеля, в котором летают частицы, там еще построили четыре огромных подземных комплекса - каждый высотой по 25 метров - детекторов, и эти детекторы, каждый, стоят примерно столько же, сколько оснащение всего кольца коллайдера.



Андрей Шарый : Говорил научный обозреватель Александр Сергеев.


Много месяцев накануне запуска коллайдера говорили о том, что он якобы опасен для экологии или даже для всего человечества. Были самые разные теории. Однако ученые, участвующие в этом проект, неизменно их опровергали. Говорит сотрудник Европейского центра ядерных исследований, швейцарский ученый Рольф Лаудер, специалист в области исследований антиматерии.



Рольф Лаудер : Мы не считаем, что существует угроза экологической катастрофы в случае неполадок в работе устройства. Даже если система охлаждения даст сбой, и магниты нагреются, ничего страшного для окружающей среды произойти не может. Магниты перестанут работать. Только и всего. Хуже будет, если прорвется вакуумная труба. Это поставит под угрозу работу всего коллайдера. Однако даже в этом случае жителям Женевы и близлежащих городов нечего опасаться - коллайдер находится глубоко под землей. Мы очень рады, что этот эксперимент, наконец, проводится. Мы, естествоиспытатели, люди любопытные. И мы не имеем права говорить, что та или иная проблема в физике слишком сложная, и ее якобы решить невозможно.



Андрей Шарый : Гостями рубрики «Сегодняшний факт» были швейцарский физик Рольф Лаудер и московские научные обозреватели Александр Сергеев и Владимир Губайловский.




XS
SM
MD
LG