Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Американцы поминают жертв терактов одиннадцатого сентября. Американская Хельсинкская комиссия проводит слушания по ситуации вокруг Грузии. Движение за отмену сроков работы на выборных должностях набирает силу


Юрий Жигалкин: Американцы поминают жертв терактов одиннадцатого сентября. Американская Хельсинкская комиссия проводит слушания по ситуации вокруг Грузии. Движение за отмену сроков работы на выборных должностях набирает силу. Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке».


11 сентября превратился для ньюйоркцев в день поминовения. Тысячи горожан, родственники жертв атак одиннадцатого сентября собираются у котлована, где когда-то стояли башни-близнецы, и вспоминают имя каждого из 2749 человек, погибших под их развалинами. Имена погибших, скорбная музыка, звук колокола и два мощных снопа света, взмывающих вечером в небо, – таковы немногие зримые приметы трагедии семилетней давности, память о которой неизбежно стирается из коллективного сознания американцев. И это тревожит многих аналитиков, считающих, что уроки трагедии сегодня не менее актуальны, чем семь лет назад.


Вот что говорит Майкл Раду, глава Центра по изучению терроризма Филадельфийского института внешнеполитических исследований.



Майкл Раду: У общества, к сожалению, как правило, очень короткая память. Именно поэтому так слышны голоса тех, кто призывает предоставить огромные права подозреваемым в терроризме, по сути, относится к ним так, как мы относимся к некрупным жуликам. В результате, на улицах могут оказаться многие из опаснейших преступников, возможности спецслужб в предотвращении терактов ограничиваются. С другой стороны, профессионалы гораздо больше осознают сейчас масштаб проблемы, они понимают, что она глобальна, что противостояние с террористами – это многолетняя стратегическая задача, поэтому международная кооперация в этой области значительно укрепилась. В общем, семь лет антитеррористической кампании дали смешанные результаты. В Ираке, например, куда «Аль-Каида» бросила значительные силы, она проиграла. В Северной Африке, в Алжире фундаменталисты отступают. В Юго-Восточной Азии, за исключением Филиппин, террористы ослаблены. В Европе спецслужбы действуют довольно эффективно. С другой стороны, серьезная опасность терроризма зреет в Пакистане. Но, по большому счету, такие результаты нельзя назвать негативными.



Юрий Жигалкин: Как вы объясняете тот факт, что за эти годы на американской земле не было терактов, в отличие, скажем, от Европы? Это успех антитеррористических мер или нечто другое?



Майкл Раду: Во-первых, было предотвращено несколько попыток терактов. Во-вторых, бин Ладен и его окружение, скорее всего, осознали, насколько сложным делом стали попытки организации терактов в США, особенно в Нью-Йорке, их излюбленном объекте, отчасти потому, что антитеррористические службы в городе эффективные даже федеральных. Во-вторых, дает о себе знать тесное сотрудничество американских спецслужб с европейскими, а именно там часто разрабатываются планы атак. И в третьих, фактор удачи. Но если хотя бы один из факторов не сработает, я не исключаю возможности теракта на американской территории.



Юрий Жигалкин: Накануне годовщины были опубликованы, удивительные результаты опросов в разных странах мира: лишь 40 семь процентов респондентов считают, что за атаками 11 сентября стоит «Аль-Каида». Как вы это объясняете?



Майкл Раду: Потому что, увы, существует то, что я называю болезнью, – антиамериканизм. Многие европейцы с подозрением относятся ко всему, что связано с американским правительством. В исламском мире, где часто нет доступа к объективной информации, домыслы, теории заговора – ежедневная пища газет. И муссирование самых различных диких предположений и теорий там было любимым занятием задолго до 11 сентября.



Юрий Жигалкин: Это был американский эксперт по терроризму Майкл Раду.


«Россия, Грузия и возвращение к политике силового давления» - слушания на эту тему состоялись в среду в Комиссии Соединенных Штатов по безопасности сотрудничеству в Европе (известной также как Хельсинкская комиссия США).


Рассказывает Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов: Слушания были посвящены анализу недавнего российско-грузинского конфликта и его последствий для американо-российских отношений и для европейской инфраструктуры безопасности. Открывая слушания, сенатор-демократ Бенджамин Кардин сказал.



Бенджамин Кардин: Мы сейчас ищем способ конструктивного взаимодействия Соединенных Штатов с Россией. Россия - крупный международный игрок. Вместе с тем мы должны ясно дать понять, что не позволим, не будем терпеть или потворствовать агрессии России и использованию ею военной силы против суверенной страны Грузии.



Аллан Давыдов: Основной докладчик на слушаниях - заместитель помощника государственного секретаря США Мэтью Брыза - объяснил, почему официальный Вашингтон уделяет много внимания Грузии.



Мэтью Брыза: Первоначально, в девяностых годах, важность Грузии для Соединенных Штатов заключалась в размещении на ее территории трубопроводов нового поколения, впервые разрушающих монополию на поставки каспийских и среднеазиатских энергоносителей на мировые рынки. После 11 сентября Грузия также стала значима для национальной безопасности США, в международной коалиции в Ираке ее контингент - третий по численности. В последние годы Грузия повысила стратегическую важность для нас как государство крепнущей демократии и динамично развивающейся экономики.



Аллан Давыдов: С другой стороны, зам. помощника госсекретаря напомнил, что веками одной из внешнеполитических задач для России была стабилизация ее южной границы. По его словам, Россия должна понять, что стабильная, демократическая, процветающая Грузия – это то, что в конечном счете отвечает национальным интересам России. Что же касается истоков недавнего конфликта, Брайза признает ошибочным решение Михаила Саакашвили послать войска в Южную Осетию, но считает, что грузинский президент стал жертвой провокации.



Мэтью Брыза: Я и мои руководители в Госдепартаменте неоднократно настаивали на том, чтобы правительство Грузии не атаковало Цхинвали. Но за этим стоит более глубокая история, Конфликт определенно начался не 7 августа. Задолго до этого осетинские миротворцы, находясь позади российских, обстреливали грузинские деревни и грузинских миротворцев.



Аллан Давыдов: Другой участник слушаний - спикер грузинского парламента Давид Бакрадзе - считает, что на карту поставлена не просто судьба маленькой страны.



Давид Бакрадзе: Действия России в Грузии прямо противоречат принципу нерушимости границ, который является краеугольным камнем европейской безопасности. Впервые после окончания «холодной войны» Россия пытается использовать силу в перекройке постсоветских границ.



Аллан Давыдов: На слушаниях прозвучала также мысль о том, что, хотя Соединенные Штаты ограничены в средствах воздействия на Москву, Россия, вторгшись в Грузию, уже понесла огромные издержки, пострадала и ее репутация, и ее экономика. Иностранные инвесторы изъяли свыше 20 миллиардов долларов инвестиций; произошло резкое падение акций на российском рынке. По словам Мэтью Брайзы, Соединенные Штаты не намерены устрашать Россию или сжигать мосты в отношениях с нею. Но Москва все же должна осознать, какую цену ей придется заплатить за свои действия.



Юрий Жигалкин: Могут ли математические модели стать лучшим индикатором настроений избирателей, чем опросы общественного мнения? Элан Абрамовитц, профессор Эморийского университета в Атланте заверяет, что его предвыборные прогнозы попадали в яблочко последние двадцать лет. Сейчас его формулы указывают на подавляющую победу Барака Обамы на президентских выборах, в то время как опросы общественного мнения свидетельствуют либо о равных шансах кандидатов, либо о перевесе Джона Маккейна. По его расчетам, комбинация трех факторов - непопулярность президента Буша, экономические проблемы и усталость избирателей от долгого пребывания представителя одной партии в Белом доме - неизбежно приведет к поражению республиканца Маккейна. Расовый фактор, по словам социолога, может лишь незначительно отразиться на результатах голосования. Он предрекает, что больше 54 процентов избирателей проголосуют за Обаму.


К массовой эвакуации престарелых приступили в среду власти Техаса. Жители штата начинают покидать прибрежные районы, лежащие на пути урагана «Айк», только что прошедшего над Кубой и неспешно набирающего силы над Мексиканским заливом на пути к побережью Техаса. Ожидается, что к субботе больше миллиона техасцев отступят вглубь штата перед наступающим ураганом, который может превратиться в ураган четвертой категории с шестиметровыми волнами и силой ветра, достигающей двухсот километров в час. На отрезке побережья, где должен ударить ураган, рядом с Хьюстоном, находятся крупнейшие американские нефтеперерабатывающие заводы. Серьезные разрушения нефтяной инфраструктуры могут привести к значительному повышению цен на горючее.


Ограничение срока работы политиков на выборных должностях, в конце концов, оказалось не столь уж разумной идеей, считают многие американцы. В то время как такая мера предотвращает опасность коррупции, кумовства, два срока, тем не менее, может быть недостаточно для осуществления крупных добрых дел. В некоторых американских городах началась кампания за отмену лимитов на сроки службы на выборных должностях.


Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов: В 90-х годах идея ограничения сроков пребывания политиков на выборных постах стала крайне популярной среди американцев. Это касалось, в основном, мэров и городских законодателей. Сейчас, 10 лет спустя, законодатели более двух десятков городов от Нью-Йорка до Такомы, штат Вашингтон, пытаются отменить совсем или смягчить введенный тогда запрет баллотироваться на 3-й срок подряд. В Нью-Йорке сами власти города планируют отменить лимит голосованием в законодательном собрании. Если большинство депутатов будет за, то следующее слово – за мэром Блумбергом, который не говорит, что не подпишет такой закон. Нью-йоркские избиратели дважды голосовали против отмены ограничения срока полномочий на выборной должности – на референдумах 1993 и 1996 годов. И если законодатели вместе с мэром отменят лимит вопреки воле избирателей, это будет антидемократично. Так считает научный сотрудник Манхеттенского института политических исследований, редактор издания City Journal Брайен Андерсон.



Брайен Андерсон: Я не думаю, что нью-йоркские законодатели пойдут по этому пути. Жители города проголосовали за то, чтобы депутаты работали в Городском совете не более двух 4-летних сроков. Блумберг флиртует с этой идеей, но даже ему трудно на это решиться. Ограничение срока было принято потому, что мэры и особенно депутаты Городского совета, могли десятилетиями сидеть на шее у налогоплательщиков. С одной стороны, верно, у них был накоплен большой профессиональный опыт, и у них было время для осуществления определенных реформ, но с другой стороны, они начинали думать, что им все дозволено, и погрязали в коррупции. В одних штатах администрация больше соблюдает этические нормы, в других меньше. В таком крупном штате как Нью-Йорк большая бюрократическая машина; за время работы на выборной должности депутаты создают для себя большую клиентуру, обзаводятся большими связями, которые потом умело используют. И если бы вслед за городским советом ограничение срока было введено для законодателей штата, обстановка стала бы здоровее.



Ян Рунов: Если закон о лимите останется в силе, то, например, из 50 депутатов Городского совета Нью-Йорка более половины должно будет в будущем году начать подыскивать себе другую работу. Как показывают опросы общественного мнения, большинство американцев считают, что нельзя позволять занимать выборные должности более двух сроков подряд. Это относится к законодателям на уровне города. Но даже речи нет о том, чтобы отменить ограничение в два срока для президента США.


XS
SM
MD
LG