Ссылки для упрощенного доступа

Падающий рубль и дешевеющая нефть


Ирина Лагунина: Стремительно подешевевшая за два последних месяца нефть – главный источник валютных поступлений России, рост курса американского доллара, а также массированный вывод западных капиталов с российского рынка привели к падению валютного курса российского рубля. Центральный банк России, изменив направление своей валютной политики, теперь скупает не доллары за рубли, как раньше, а рубли - за доллары. В результате валютные резервы России менее чем за месяц сократились почти на 5%.


О причинах и последствиях смены валютной политики России – в материале Сергея Сенинского...



Сергей Сенинский: ... Российские власти в течение нескольких лет искусственно «занижали» курс рубля, то есть сдерживали его рост - и для того, чтобы получать больше рублей в бюджет от экспорта нефти за доллары, и для удержания конкурентоспособности российских компаний.


Теперь руководители Центрального банка России заявляют, что «курс рубля будет больше определяться рынком». Чем вызвана, на ваш взгляд, такая смена валютной политики? Из Москвы – экономист инвестиционной компании UnicreditAton Владимир Осаковский:



Владимир Осаковский: Если говорить коротко, то основной причиной такой смены валютной политики является высокая инфляция, которая сейчас в России составляет 15%. В условиях практически фиксированного курса рубля при высоких ценах на нефть, а также большом притоке иностранного капитала в Россию Центральный банк был вынужден печатать огромное количество рублей, чтобы поддерживать курс на таком уровне, и это в свою очередь приводило к разгону инфляции. Чтобы отойти от такой порочной политики, необходимо, чтобы обменный курс был более плавающим.



Сергей Сенинский: Из Калифорнии – сотрудник Гуверовского центра Стэнфордского университета профессор Михаил Бернштам:



Михаил Бернштам: Смены валютной политики нет, Центральный банк продолжает регулировать курс рубля. Есть смена направления валютной политики. Если раньше Центральный банк поддерживал доллар и не давал рублю повышаться, сейчас Центральный банк наоборот вынужден поддерживать рубль и не давать повышаться доллару. А это связано и с падением цен на нефть, и с оттоком капиталов из России в связи с военными событиями, и с мировым финансовым кризисом, когда капитал уходит из развивающихся стран. В совокупности все это в краткосрочной перспективе оказало давление на рубль.



Сергей Сенинский: Но пока масштабы этого давления и падения рубля не очень соответствуют друг другу...



Михаил Бернштам: Существует мировой опыт и существует экономическая закономерность, что небольшие изменения в потоках капиталов, в потоках валюты могут привести к колоссальным колебаниям валютного курса. Руди Дорнбуш, очень известный экономист, показал это в своих работах и это стало аксиоматикой исследований валютного курса. И то, что сейчас происходит в России – это классический пример. Если на два, на три процента упало поступление валюты, на 10% изменился валютный курс.



Сергей Сенинский: Курс рубля от своего максимума по отношению к доллару, достигнутого в середине июля, с тех пор упал почти на 11%... А ровно за два последних месяца – от своего пика 11 июля, мировые цены на нефть снизились почти на треть. Из Нью-Йорка – аналитик инвестиционной компании Oppenheimer Фейдэл Гейт:



Фейдэл Гейт: Большая часть всей добываемой в мире нефти используется в США, Европе и Японии. И когда экономический рост в этих странах замедляется, сокращается и спрос на нефть. При этом в других странах экономика может расти прежними темпами, и здесь спрос на нефть увеличивается. Но этот прирост не может компенсировать сокращения потребления в наиболее развитых странах.


Другой фактор, о котором говорят меньше, - предстоящее замедление экономического роста в Китае, он уже стал замедляться. Остались в прошлом Олимпиада и все связанное с ней бурное строительство многочисленных спортивных сооружений и инфраструктуры. Кроме того, общее замедление роста мировой экономики сокращает объемы китайского экспорта - ведь экономика Китая в основном на экспорт и ориентирована. В самой стране у покупателей не так много денег...



Сергей Сенинский: Мировые цены на нефть и курс американской валюты, в которой производится подавляющая часть расчетов на мировом нефтяном рынке, часто называют «сообщающимися сосудами»: если одно растет, то другое – падает. И наоборот. Но ведь так было далеко не всегда...



Фейдэл Гейт: Курс доллара - это фактор, но не единственный. Да, если доллар идет вверх, это ускоряет снижение цен на нефть. Когда доллар дешевеет, это, наоборот, замедляет их падение или подталкивает вверх.


Однако до недавнего времени цены на нефть были искусственно взвинчены. Отчасти - из-за спекуляций. Но еще и потому, что в нефтяную отрасль перетекли очень крупные инвестиции с других рынков. Например, цены на недвижимость резко упали, и вложения в этот рынок перестали быть выгодными. В финансовые компании – тоже: они или прогорали или приносили слишком малый доход. И капиталы перекочевали в нефть. На пике цен в нефтяные фьючерсы было вложено 350 миллиардов долларов!..



Сергей Сенинский: Уже с начала года многие аналитики говорили о том, что крупнейшие зарубежные инвесторы начали выводить свои капиталы из активов, связанных с сырьевыми рынками. К концу мая этот процесс проявился и на российском фондовом рынке, 2/3 общего объема которого приходится на акции именно нефтегазовых компаний. А с середины лета он только ускорился, причем на фоне резкого падения цен на нефть...


В этих условиях Центральный банк России меняет направление валютной политики.



Михаил Бернштам: Рубль падает, Центральный банк с этим столкнулся, это было неожиданностью для Центрального банка. И что начал делать Центральный банк? Наоборот тому, что он делал раньше. Раньше Центральный банк приобретал с рынка доллары и долларовые ценные бумаги для того, чтобы увеличивать резервы Центрального банка, печатать больше рублей, поддержать доллар и не давать рублю подниматься. Теперь наоборот Центральный банк продает резервы. Резервы Центрального банка в августе поднялись почти до 600 миллиардов долларов и сейчас они упали до примерно 580 миллиардов долларов. То есть Центральный банк сейчас продает доллары, оттягивает рубли с рынка для того, чтобы поддержать рубль. Но рубль продолжает падать. Сейчас Центральный банк маневрирует в сравнительно небольшом коридоре.



Сергей Сенинский: Кроме того, более «дорогая» национальная валюта помогает властям той или иной страны сдерживать общий рост цен, так как удешевляет импорт в эту страну. Насколько значимым был этот фактор для России в последние год-полтора? Из Москвы – Владимир Осаковский, компания UnicreditAton:



Владимир Осаковский: Действительно, год-полтора обменный курс был одним из основных составляющих инфляции. Доля импортных товаров отдельных сегментов рынка превышает 50%, а в некоторых приближается к 80-90%. В этой связи смена тренда укрепления рубля на его ослабление действительно создает определенные риски ускорения инфляции. С другой стороны, удорожание импортных товаров повышает конкурентоспособность российских товаропроизводителей, так как снижает конкуренцию с импортом. Это создает предпосылки для развития российской промышленности, российской экономики.



Сергей Сенинский: В целом - какие именно факторы, на ваш взгляд, в большей степени обусловили ускоренное снижение курса рубля в последние недели?



Владимир Осаковский: Если говорить о резком снижении курса рубля на примере последних нескольких недель, то действительно основной причиной все-таки, как ни крути, является резкий рост политических рисков, связанных с Россией, которые вызваны вооруженными действиями в Грузии, которые вызвали и отток капитала, и обвал российских фондовых рынков, и начало дедолларизации экономики. С другой стороны, продолжающееся падение цен на нефть имеет все-таки более долгосрочный эффект на обменный курс и создает долгосрочные предпосылки для того, чтобы рубль продолжал снижаться в более отдаленном будущем.



Сергей Сенинский: Многие эксперты нефтяного рынка говорят сегодня о том, что цена нефти, несмотря на стремительное падение в последние недели, ниже 80-90 долларов уже не опустится. На чем-то такие прогнозы должны основываться... Из Нью-Йорка – Фейдэл Гейт, компания Oppenheimer:



Фейдэл Гейт: Знаете, странам ОПЕК просто везет, что цена нефти все еще около 100 долларов за баррель, а мировая экономика при этом не в депрессии. Трудно представить, чтобы при таких ценах на энергоносители рост мировой экономики продолжался, и инфляция оставалась бы низкой. Один или два из этих трех показателей неизбежно должны пойти вниз.


Или экономический рост вообще прекратится, и начнется глубокая рецессия в мире. Или рост сохранится, но ценой высокой инфляции. Или цены на нефть упадут, и лопнет этот нефтяной «мыльный пузырь».


Как сильно может подешеветь нефть? На мой взгляд, - и до 50 долларов за баррель. Другой вопрос - допустят ли это страны ОПЕК? Кроме них, есть еще и Россия, и Мексика, которые в ОПЕК не входят, но также могут сократить добычу нефти, если цены на неё рухнут. Ведь без притока «нефтяных» денег их экономики бессильны. Все эти страны не станут ждать, пока падение цен на нефть их обескровит...



Сергей Сенинский: Падение цен на нефть и падение курса рубля - насколько два этих фактора будут взаимозависимыми для российской экономики? Из Калифорнии – профессор Михаил Бернштам:



Михаил Бернштам: Они полностью связаны, там больше ничего нет. Они полностью связаны по той простой причине, что экспорт природных ресурсов составляет примерно 85% всего российского экспорта в долларах. Экспорт энергоносителей составляет примерно 70%, экспорт сырой нефти составляет 36%. Так что если сырая нефть на мировом рынке падает, скажем, на треть, естественно сразу на 10% падают валютные поступления России. А дальше, по формуле Руди Дорнбуша, которая относится ко всем странам, может на 30% и больше колебаться валютный курс. Так что все это один и тот же процесс. Россия полностью зависит от экспорта валютных ресурсов, прежде всего сырой нефти, и курс рубля полностью зависит от цен на сырую нефть на мировом рынке.



Сергей Сенинский: Мировые цены на нефть только за два последних месяца снизились почти на треть. Валютные резервы России только за три последних недели сократились на 24 миллиарда долларов или более чем на 4%. А курс рубля к доллару – на фоне роста последнего - снизился по отношению к пику, достигнутому в июле, уже почти на 11%...


XS
SM
MD
LG